Кафедральный собор и часовня Чаши Грааль в Валенсии

Друзья, здравствуйте! Испания располагает такими достопримечательностями, о которых знают во всем мире. В этот перечень входит Кафедральный собор Валенсии – храм, где хранится ритуальная чаша Тайной вечери, известная как Святой Грааль. 

Недопустимо побывать в Валенсии и обойти стороной уникальный сакральный объект. Тем более что Кафедральный собор главенствует в центре и украшает одновременно две исторические площади — Plaza de La Virgen и Plaza de la Reina. Посмотрите на фото, какой превосходный ансамбль образует храм вместе с колокольней Микалет на площади Королевы:

Кафедральный собор Валенсии

 

Сразу отпадает один из актуальных вопросов путешественников, где находится Кафедральный собор в Валенсии. Ответ очевиден — в самом центре города между двумя главными площадями.

Храм ежедневно открыт для экскурсий. Опираясь на личный опыт, осмелюсь порекомендовать посещать собор в индивидуальном порядке. При осмотре можно и нужно пользоваться аудиогидом с отлично изложенным текстом. К тому же посетителям выдают схему осмотра, где предельно понятно указано, с чего начать осмотр, куда перемещаться, и на что обратить особое внимание.

Осмотрев собор снаружи и внутри, я хочу поделиться с вами увиденным и услышанным.

  1. Из истории Кафедрального собора
  2. Архитектура и убранство храма
  3. Часовня чаши Грааль
  4. Время и стоимость экскурсий в Catedral de Valencia

 

Краткая история главного собора Валенсии

Валенсийский Catedral — один из старейших соборов Европы. Несмотря на многочисленные перестройки, большая часть сооружения осталась готической, которую возвели еще в XIII-XV вв. Самой новой частью является южный портал, построенный в 1703—1741 гг. в стиле барокко. Он же служит главным входом в храм:

Портал храма

 

Портал создан в виде алтаря и посвящен Деве Марии. Архитекторы решили непростую задачу спроектировать парадный вход в крайне узком пространстве и сделали его вогнутым, чтобы создать иллюзию ширины. Высота портала 36,66 м.

Прежде чем войти в храм, стоит обойти его, посмотреть оригинальную архитектуру и увидеть древнейшие составляющие – портал Альмоины в романском стиле и готический, посвященный апостолам. Все входы располагаются с разных сторон строения.

В архитектуре храма за тысячелетия переплелись все возможные стили. А в витраже-розетке неожиданно отразилась звезда Давида:

Окно-роза над готическим входом

 

В древности на этом же месте был римский храм в честь Юпитера. На смену пришла церковь вестготов, а затем арабская мечеть. Но, как только Хайме I отвоевал средиземноморское побережье у арабов, в октябре 1238 г. мечеть освятили как церковь Святой Марии для христианских богослужений, а в 1262 году начали большую перестройку в готический собор.

Главным событием в истории собора является прибытие священной Чаши. 18 марта 1437 года король Альфонсо Великодушный передал собору Святой Грааль – чашу, изготовленную в I столетии нашей эры. Как оказалась такая реликвия в королевском дворце? Чашу в 1399 году перевез из монастыря в Пиренеях король Мартин Человечный и хранил ее во дворце Сарагосы. Альфонсо V доставил Грааль в Валенсию в королевский дворец и через несколько месяцев преподнес Кафедральному собору.

И до этих событий, и позднее в смутные времена легендарную реликвию перемещали в другие места хранения. С 1916 года Святой Грааль находится в готической часовне Кафедрального собора, которую так и называют — часовня Святой Чаши. Место почитания реликвии входит в экскурсионный маршрут по собору, и каждый посетитель имеет возможность увидеть Чашу. Но издалека.

 

Интерьер Кафедрального собора

Когда входишь в данный храм, складывается первое впечатление простора. Это неожиданно при незначительной высоте нефов.

Центральный неф

 

Строение, действительно, грандиозное — имеет 94-метровую протяженность и 53 м в ширину. Но центральный неф в самой высокой точке достигает всего лишь 16 м. Однако готические своды не кажутся тяжело нависающими над головой. В этом особенность валенсийской готики – этот стиль расширяет пространство и больше нацелен на горизонтальное выражение, нежели на вертикальные линии.

На предыдущей фотографии в центре выделяется освещение вокруг алтаря. Это особенно светлый и возвышенный участок собора. Над алтарем поднимается прекрасная призматическая башня, состоящая из двух ярусов и украшенная каменными готическими кружевами.

Валенсийская готика

 

Башня поднялась в высоту до 40 м, и большую часть ее стен занимают окна. Благодаря этому здание обильно наполняется естественным освещением. Башня-призма построена в XIV веке сначала как одноярусная, а потом в следующем столетии дополнена вторым ярусом.

Центром храма является алтарь. Статуи из позолоченного дерева, мраморные рельефы, полотна итальянских мастеров эпохи Возрождения составляют композицию Большого алтаря.

Главный алтарь Валенсийского храма

 

До 1777 года в центре нефа главенствовал готический алебастровый алтарь. Только однажды кому-то из влиятельных церковных деятелей Валенсии пришла в голову мысль, что готика – недостаточно возвышенный архитектурный стиль, и его непременно нужно заменить другими. В 1773 году началось «перекраивание» собора Святой Марии с тщательным покрытием готических ребристых сводов неоклассическим украшением. Тогда же древний алебастровый алтарь переместили в готическую часовню (нынешняя часовня Чаши), а на его месте создали другой, неоклассический.

Уже в наше время все же решили восстановить готику интерьера. С 1974 года по 1982 г. собору, насколько это было возможно, вернули первоначальный готический стиль. В первую очередь удалось восстановить нефы. Но многие капеллы теперь соединяют и готику, и ренессанс, и барокко… Даже малосведущему в архитектурных вопросах посетителю заметны некоторые стилевые отличия капелл:

Капеллы Кафедрального собора

 

Экскурсия по собору организована в таком порядке, что посетители начинают осмотр с боковых капелл, которые пристроили к основе здания в XVIII веке. Эти капеллы необычайно светлые и полностью соответствуют неоклассике:

Capella san Jose

 

Чем ближе к алтарю, тем чаще встречается симбиоз стилей. Например, в ризнице полностью восстановлен готический свод, узкое окно 6-метровой высоты и массивная готическая дверь. В то время как оформление боковых стен осталось неоклассическим.

Переплетение архитектурных стилей

 

За алтарем находится амбулаторная – основа основ собора, где размещена ценнейшая скульптура Святой Марии, датированная XVI веком. Интересно, что трон Св.Девы изготовлен значительно позднее, так как оригинал пострадал.

Дева Мария на троне - статуя XVI века

 

Это также место паломничества в Валенсийском соборе. За помощью к Святой Деве обращаются женщины, ждущие ребенка. Они приходят в храм, обращаются к Богородице с молитвой, а потом 9 раз обходят по кругу весь собор.

В храмах всегда привлекает внимание музыкальный инструмент. Ранее в Кафедральном соборе звучали два органа, изготовленные в XVI веке. Но разорительные годы гражданской войны нанесли старинным инструментам столь сильный ущерб, что они не подлежали восстановлению. Сейчас в храме установлен новый орган, где все же использовали фрагменты предыдущих инструментов.

Действующий орган храма

 

Как само собой разумеющийся факт в соборе есть часовня Св. Франциска Борджиа. Святой, уроженец валенсийских земель, особенно почитается и в Валенсии, и в Гандии – вотчине рода Borja. Великолепная капелла украшена полотнами Гойи, где изображен Святой Франциск в окружении семьи и в своей миссионерской деятельности.

Капелла Св. Франциска

 

В кафедральном соборе создан музей. Он представлен современно оборудованными залами за капеллой Borja, где выставлены подлинные скульптуры и живописные полотна, фрагменты раскопок, археологические находки, реликвии храма.

Подлинные готические скульптуры

 

Коллекция скульптур ранее украшала портал Апостолов со стороны площади Святой Девы. Но камень, из которого вытесали образы, оказался недолговечен. Пришлось переместить подлинные статуи в помещение на хранение, а готический вход оформить копиями.

Один объект музея изумляет невероятно! Это позолоченная огромная и восхитительная монстрация или дароносица. (Боюсь ошибиться, но в памяти всплывает высота данного изделия 5,5 м).

Валенсийская монстрация

Это литургическое изделие используют по случаю значительных религиозных событий. В такие праздники в торжественных процессиях провозят по городу дароносицу и статую Святой Девы, которая установлена в базилике, примыкающей к Кафедральному собору.

В музее собрана коллекция драгоценных ритуальных предметов, и все они находятся в небольшой сокровищнице.

Сокровищница собора

Рядом с музеем находится и главное сакральное помещение, где хранится уникальная святыня – Святой Грааль.

 

Чаша Грааля в соборе Валенсии

Часовню для Святой Чаши переоборудовали из древнего готического зала, построенного в середине XIV века в качестве зала Капитула. Это небольшое помещение размером 13м х 13м. Еще во время реконструкции собора в этот зал перенесли готический алтарь. И когда приняли решение переместить Чашу Грааля из зала реликвий в данную часовню, в 1916 г. в центре алтаря оборудовали для нее специальное место.

Часовня Святой Чаши

 

Так, как на фотографии, видят посетители готическую часовню, алтарь и Чашу. Подойти ближе к алтарю нельзя. С такого расстояния не угадываются даже очертания… Но помогает оптика. С помощью фотоаппарата все же можно рассмотреть реликвию:

Святой Грааль

 

Драгоценному изделию уже две тысячи лет. Согласно Евангелию из этой Чаши Благословения испил Иисус на Тайной вечери. Чаша изготовлена из агата диаметром около 10 см. Подножие чаши выполнено из халцедона, отделано золотом и инкрустировано изумрудами и жемчугом.  Агатовую чашу и подножие соединяет золотая ножка с тонким орнаментом.

Интересно, что до 1744 года чашу иногда использовали в самых важных церковных ритуалах, но сейчас это почти неприкасаемая реликвия, за крайне редкими исключениями.

Отдельного внимания в часовне заслуживает алебастровый готический алтарь 1441-46 гг (предыдущее фото). Рельефы в квадратах изображают сцены из Ветхого и Нового завета. Их создал флорентийский мастер, и это первые работы эпохи Возрождения в Испании. В верхней части алтаря установлен образ Девы Марии с младенцем в окружении Св. Елены и Св. Изабель.

На стенах часовни частично сохранились древние картины. Часовню соединяет с основным залом собора узкий готический коридор. В первоначальной планировке собора он отсутствовал, и зал Капитула был отдельно стоящим помещением. Но уже в конце XV века их объединили. Потом собор дополнился капеллами и стал таким, каким его видят современники.

 

Экскурсии в Catedral de Valencia

Кафедральный собор – знаковая достопримечательность Валенсии. Это тот объект, который стоит посетить. Как я уже упоминала, экскурсии в собор платные, стоимость билета — 7 €. Аудиогид и небольшая маршрутная карта осмотра прилагаются и входят в обозначенную цену. Подняться на смотровую площадку соборной колокольни Микалет можно только за отдельную плату 2 €. Билеты приобретают на информационной стойке внутри собора.

Часы работы для экскурсионного посещения следующие: будние дни – с 10 до 18.30, в воскресенье — с 14 до 18 ч. В зимний период время работы сокращается на час.

Кафедральный собор открыт не только для экскурсий, но и для богослужений. Вероятно, для праздничных. Ежедневная служба проводится в базилике Святой Девы, присоединенной к собору воздушным коридором.

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 6
  1. Елена | 2:32

    Порадовало смешение стилей в архитектуре, хотя обычно я не очень люблю это дело. А тут как-то органично все смотрится.

    Сама чаша не очень хорошо видна. Это сейчас дело обычное — когда в музее не подойти к экспонату, а тут ведь еще и действующий храм. Впрочем, верующие католики все равно, наверное, счастливы хотя бы издали увидеть этот удивительный артефакт.

    А орган удалось послушать?

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:00

      К сожалению, орган молчит во время экскурсионного осмотра храма. Вероятно, там проходят концерты духовной музыки... Или же нужно посетить праздничную службу в соборе, чтобы послушать орган.

      Ответить
  2. Ольга Суворова | 4:31

    Какая прям магическая звезда Давида! Разглядывала ее как завороженная. Наверное, если на нее смотреть своими глазами, она еще более величественная.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 5:59

      Окно-роза всегда служит ярким украшением храма. А в этом случае еще и размеры солидные — диаметр витража 6,45 м. Особенно красиво, когда витраж освещается прямыми солнечными лучами.

      Ответить
  3. Ирина Каныгина | 2:43

    Собор невероятной красоты. И с такой историей!

    С праздниками Вас! Пусть этот год будет наполнен только светлыми моментами.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 3:49

      Спасибо, Ирина!

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх