Собор Святого Вита в Праге: интерьер и внутреннее пространство

Здравствуйте, любознательные путешественники! Собор Святого Вита в Праге относится к самым известным достопримечательностям Чехии. Храм возвышается в центре Пражского Града, и его готические башни так и зовут увидеть эту величественную архитектуру вблизи. И, как правило, внешний осмотр грандиозного строения удается реализовать всем, кто посещает Прагу.

Несколько иная ситуация складывается в отношении знакомства с интерьером собора. Несмотря на немалое количество людей, желающих посетить собор, многие терпеливо выстаивают очередь, входят через западный портал и осматривают храм внутри.

Собор Святого Вита

Но, поскольку бесплатное посещение храма ограничивается осмотром только небольшой его части у входа, далеко не все, кто даже бывал в соборе Святого Вита, смогли рассмотреть его богатый интерьер. Поэтому данная статья посвящается исключительно тому, как выглядит внутри Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха:

  1. Общий вид Святовитского собора внутри
  2. Капеллы собора
  3. Часовня Святого Вацлава
  4. Алтарное пространство

Вы, вероятно, обратили внимание на полное название собора. Какие аргументы обусловили именно такое название, можно узнать в статье, которую я опубликовала в числе первых постов блога: Почему главный собор Праги назван в честь Святого Вита

 

Общий вид и описание интерьера

Когда входишь в собор Святого Вита, первое, что невероятно впечатляет – это масштабы сооружения и ощущение прикосновения к многовековой истории. По большей части храм возводился в средние века. Только западный фасад с его знаменитой розой был достроен в начале XX столетия.

Окно-роза западного фасада

Кстати, обратите внимание, где находится толпа людей. А толпятся все на той площадке у входа, куда разрешается войти посетителям, не приобретая экскурсионного билета. Этот снимок сделан из центральной части зала. Очевидно, что убранство собора открывается для осмотра, только если вы имеете входной билет.

На предыдущей фотографии хорошо различим балкон, окружающий пространство зала по периметру. Балкон называется трифория. Он поднят на высоту 14 м от пола, а над ним — окно-роза 10-метрового диаметра. На балконе создана галерея бюстов королей и королев, церковнослужителей и тех значимых особ, которые имели непосредственное отношение к строительству храма.

Высота собора Святого Вита — 33 метра. Зал длиной более 120 м и шириной до 60 м разделен на три нефа могучими ребристыми колоннами. Завершатся пространство сетчатым сводом, который изобрел Петр Парлерж – можно сказать, архитектурный талант при дворе Карла IV.

Всего в соборе 28 колонн. Начиная с центральной части и ближе к алтарю, на колоннах помещены статуи святых и правителей.

Скульптуры храма

 

Но скульптуры установлены не только на высоте, они также есть за алтарем. Например, статуя кардинала Фридриха Шварценберга – католического священника, который основал Общество по завершению строительства Святовитского собора и внес значительный вклад в возведение западного фасада.

Кардинал Шварценберг

Бронзовая скульптура от Йозефа Вацлава Мысльбека установлена с северной стороны от алтаря перед старой архиепископской капеллой, где похоронен кардинал.

За статуей расположено старинное дубовое панно. Таких панно в храме несколько, и на них изображены ключевые события Праги. Особенно любопытно рассмотреть рельеф Праги, созданный резчиком Бехтелером в 1630 году:

Дубовое панно 1630 г.

В центре резного плана находится Карлов мост со Староместской готической башней. И кто неплохо знает Прагу, зразу заметит, как отличалась прибрежная часть города в XVII  веке от нынешней. В левой нижней части картины нет собора Святого Франтишека, который сейчас высится у Карлова моста. На реке Влтава еще только намечается островок, который позднее сформировался на основе наносов, и сейчас известен как остров Жофин… Но, с другой стороны, уже в то далекое время город имел множество объектов, которые сохранились до наших дней и стали известными достопримечательностями Праги.

 

Капеллы собора

Пражский собор Святого Вита имеет круг капелл (часовен), которые занимают весь северный неф, далее идут по окружности готической алтарной части, и размещаются почти по всей протяженности южного нефа. Если включать и галерею, где установлен орган, то в храме находится 21 капелла. Многие из них украшены витражами и росписями, над созданием которых трудилось более десяти художников, среди которых и Макс Швабинский, и Карл Сволинский.

Витражи в храме

Когда посетители только входят в храм, они могут увидеть всего лишь три часовни с левой стороны – Святой Анежки, Шварценбергов и новую архиепископскую капеллу. Справа, начиная от входа, следуют капеллы Святой Людмилы, Гроба Господня и Туновская.

Уже здесь можно познакомиться с произведением, которое создал знаменитый чешский художник Альфонс Муха. Это витраж в архиепископской часовне. Сразу же за этой часовней находится великолепная каменная лестница:

Кружевная лестница

На этом детальный осмотр и завершится, если вы не приобрели билет, к примеру, на малый экскурсионный круг Пражского Града, куда входит посещение собора. Мы же идем знакомиться с интерьером далее.

Почти рядом с узорчатой лестницей располагается органная галерея, где на балконе установлен орган XVIII века в стиле барокко. Данный музыкальный инструмент имеет почтенный возраст, а более ранний ренессансный был разрушен прусской армией в 1757 году.

За галереей размещается просторная капелла Святого Сигизмунда. Капелла создавалась очень знатным Чернинским родом как семейная молельня. Пожалуй, это одна из самых богато украшенных капелл:

Капелла Сигизмунда

Далее следуют часовня Святой Анны, старая архиепископская со скульптурой кардинала Шварценберга  и капелла Иоанна Крестителя. В часовнях находятся мраморные надгробия и реликварии, стены расписаны картинами из жизни святых, украшены соответствующими атрибутами.

Интерьер капелл

В капелле Святой Троицы и Девы Марии, которая находится в центре хоров, запоминается созданный без помпезности алтарь, где гармонично сочетаются скульптурные элементы и фоновая решетка:

Алтарь Девы Марии

Все часовни отличаются своим уникальным оформлением. Разумеется, в них нельзя войти, но они открыты для обзора. Как правило, красивые кованые решетки закрывают только нижнюю часть пространства, но ничто не мешает рассмотреть скульптурное и живописное оформление.

Ажурная решетка капеллы

У южной стены идут одна за другой капеллы Святых Мощей, Яна Непомуцкого, Марии Магдалены, Святого Креста и Святого Андрея. Замыкает круг перед южным порталом Святовацлавская капелла.

 

Часовня Святого Вацлава

Так как у истоков закладки собора в 929 году стоял князь Вацлав, самой значимой капеллой в Святовитском храме является часовня Вацлава. Она находится на центральной поперечной линии здания со стороны южного портала. Интерьер часовни можно рассмотреть только через решетку.

Часовня Святого Вацлава

 

Это самое священное место в храме. Здесь впервые построили ротонду в X веке в честь Святого Вита. По завещанию Вацлава здесь же предали его тело земле. Вокруг ротонды в дальнейшем построили базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха, которую Карл IV начал перестраивать в большой собор.

По решению этого же правителя создавалась и часовня Святого Вацлава. К слову, интерьер часовни перекликается с видами часовни Святого Креста в замке Карлштейн. В частности, такая же отделка стен крупными драгоценными камнями, которые вмурованные в штукатурку, замешенную на золотой пыли.

Но если в часовнях Карлштейна строго запрещена фотосъемка, то в соборе Святого Вита можно частично сфотографировать интерьер через решетку. И рядом прикреплено полное изображение часовни.

Святовацлавская капелла

Настенные картины дают возможность проследить главные события в жизни князя. В центре помещена скульптура Святого Вацлава, созданная в 1373 году. У южной стены находится саркофаг святого на постаменте, щедро украшенном драгоценностями.

В самом укромном углу часовни – том, который никак не может быть виден на фотографиях, расположена дверь, ведущая в так называемую Коронную палату или Сокровищницу.

В сокровищнице собора хранятся те реликвии, которые при Карле IV находились в часовне Святого Креста замка Карлштейн. Среди них корона, которую изготовили ювелиры в 1347 г. в честь коронования на престол, императорский жезл начала XVI века и другие самые драгоценные чешские регалии.

Дверь в сокровищницу с 1867 г. закрыта на семь замков, ключи от которых находятся у семи самых влиятельных лиц государства и церкви. К ним относятся президент и премьер-министр страны, глава Палаты депутатов и председатель Сената, архиепископ Праги и митрополит собора Св. Вита. И седьмой ключ находится у мэра чешской столицы.

Малоприметную дверь в часовне можно отворить только в том случае, когда перечисленные деятели соберутся вместе, и каждый из них доверенным ему ключом откроет соответствующий замок. По винтовой лестнице идут в Сокровищницу, которая находится на уровне Золотых мозаичных ворот южного фасада собора. Все это кажется сказочным сюжетом, но в действительности эти интересные факты абсолютно достоверны, а ритуал входа в Коронную палату соблюдается и в наши дни.

 

Алтарное пространство собора

Отдельное достояние храма Святого Вита – его центральное пространство перед алтарем, где находится королевский мавзолей и саркофаг Яна Непомуцкого. Это монументальные объекты, для которых отведена довольно большая площадь.

В подземной части собора изначально планировалась крипта — усыпальница королей и их близких. В 1589 году голландский скульптор Александр Колин создал мраморный мавзолей, который установили над криптой, а подземный склеп расширили.

Мавзолей и алтарь

 

Опечаленные ангелы установлены на мавзолее, где рельефно изображены Фердинанд I, Максимилиан II и Анна Ягеллонская – императорская семья, в честь которой был заказан мавзолей.

Посетители собора могут осмотреть не только мавзолей, но и спуститься в крипту, где покоятся останки королей, их родственников, а также знаменитых строителей собора. В склепе с южной стороны также хорошо сохранилась архитектурная основа предыдущих храмов, над которыми надстраивался нынешний собор.

Таким же важным объектом, как и мавзолей, является серебряный саркофаг — работа 1733—1736 гг.

Саркофаг Яна Непомуцкого

Эскизы саркофага в честь Яна Непомуцкого создавал венский архитектор Фишер фон Эрлах, а потом по его наброскам итальянский скульптор создал деревянную модель проекта. И только после утверждения предварительной модели императором, венский ювелир Иоганн Йозеф Вюрт переехал на два года в Прагу, чтобы вместе со своими помощниками сконструировать серебряный саркофаг в соборе Св. Вита.

В композиции, кроме стоящего на коленях Яна Непомука и ангелов, есть скульптуры женщин. Они олицетворяют христианские добродетели.

И в завершение описания интерьера храма, хочу обратить внимание на кафедру. Место для проповедей, наряду с алтарем, является главным объектом собора. Кафедра собора Святого Вита, выдержанного в готическом стиле, сохранила свой барочный вид.

Кафедра собора

 

Друзья, несмотря на мои многословные описания и желание продемонстрировать вам, как выглядит знаменитый пражский храм внутри, я только частично смогла предоставить информацию. Но все же, надеюсь, после прочтения этой статьи, посещение собора во время поездки в Прагу окажется для вас более познавательным, а его многочисленные объекты станут более понятными.

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 21
  1. Елена | 12:48

    Какое величественное сооружение! Сколько лет уж прошло с тех пор, как я впервые соприкоснулась с архитектурой и убранством католических храмов, а все не могу привыкнуть к этой красоте и роскоши. Витражи удивительные — а в солнечный день, наверное, просто чудо. И резное дубовое панно сильно впечатляет. А сколько их всего в храме? Они объединены какой-то идеей — пресловутые «ключевые события» по какому принципу отбирались?

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 2:18

      Елена, как приятно ваше внимание к деталям :) В соборе Святого Вита столь богатое убранство, что панно многие даже не замечают... Два из них установлены в северо-восточной части храма возле капеллы Св. Анны и старой архиепископской. Наверное, и еще есть, но я уж так пристально не присматривалась. А на какой «принцип» опирался художник, когда решал, какое из событий изобразить, думаю, известен только самому художнику... Жаль, спросить у него нельзя, так как жил он в 17-ом веке)) Вот на том панно, которое Вы увидели на фото, изображено бегство Фридриха Пфальцского из Пражского Града в Старе Место после поражения на Белой Горе в 1620 г. Если присмотреться к картине, то видно, что Карлов мост заполнен людьми...

      Ответить
      • Елена | 3:37

        Панно, действительно, можно сначала пропустить — особенно когда вокруг много позолоты, статуй, витражей... Именно поэтому я и не люблю ходить на лимитированные по времени экскурсии — выпадает много ценных деталей.

        А работа эта, конечно, потрясающая. Миниатюры просто как живые. Похоже, что резчик был волен сам выбирать сюжет — или хотя бы самостоятельно его трактовать.

        Ответить
      • Елена | 4:21

        Чудесное описание!!сколько раз езжу в Прагу не могу навосхититься этим Шедевром!!а ск.сейчас стоит билет в Собор??

        Ответить
        • Татьяна Исаева | 8:53

          В Пражском Граде есть два вида экскурсий, которые включают посещение собора Св. Вита. Дешевле стоит билет на так называемый Малый круг, куда входит экскурсия в собор Вита, собор Иржи, Злату улочку и Старый королевский дворец. Цена билета — 250 крон.

          Ответить
  2. Юлия | 11:50

    Витражи просто потрясающие! Ну а архитектурные решения, любоваться можно вечно. Кому-то мил Париж, а мне милее Прага!

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 1:48

      Удивительно, что собор строили многие архитекторы, но как-то они смогли так чутко дополнять строение, что все получилось очень гармонично.

      Ответить
  3. Людмила | 11:28

    Согласна с Еленой, не могу найти другого выражения, как величественное сооружение. Тоже приходилось знакомиться с архитектурой католических храмов. Мне запомнились невероятно красиво расписанные витражи и стены, где запечатлены картины из жизни святых, часовни...

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 1:40

      Меня в католических храмах впечатляет организация пространства. Колонны и готические окна создают эффект необычайной высоты и величия...

      Ответить
  4. Елена | 12:20

    Спасибо за прекрасную прогулку по собору, готические церкви поражают своей роскошью и непривычным нам видом. :good:

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 3:24

      Елена, спасибо Вам за отзыв.

      Ответить
  5. Мария Анашина | 3:32

    Татьяна, спасибо за прекрасную статью! Собор Святого Вита поражает своим великолепием. Мне кажется, сколько его не посещай, каждый раз будешь открывать для себя что-то новое.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 5:28

      Мария, абсолютно согласна с Вами! В каждый свой визит в Прагу я захожу в собор и удивляюсь, почему я в предыдущий раз не увидела тех или иных деталей...

      Ответить
  6. Татьяна | 4:44

    Ух, какой шикарный Собор! Напомнил во многом мне собор Святого Стефана, что в Вене. Только собор Святого Вита кажется не таким мрачным, как показался мне в Вене. Очень красивая кафедра. Это сооружение в соборах всегда вызывает моё восхищение. Спасибо,

    Татьяна, очень интересная и познавательная экскурсия получилась!

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 5:36

      Спасибо большое :heart: Оба собора — и Пражский, и Венский — невероятно впечатляют. Хотя я в соборе Святого Стефана только на небольшом пятачке у входа постояла (пройти дальше не разрешали), все же видела его великолепное убранство.

      Ответить
  7. Оксана | 1:25

    Собор Святого Вита самый впечатляющий сбор, который мне довелось встречать! Он просто восхитительный как снаружи так и внутри.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 3:55

      Мне также этот собор кажется самым грандиозным из увиденных... Даже великолепный собор Св. Стефана в Вене не смог изменить мое мнение, хотя он и выше, и больше по размерам...

      Ответить
  8. Светлана | 8:27

    И я там была. Очень впечатляет. К сожалению фотки делала только снаружи, а внутри было не протолкнуться, поэтому не получилось.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 9:18

      Светлана, заходите ко мне смотреть фотки, когда появляется желание ярче вспомнить Прагу и ее главный собор :)

      Ответить
  9. Анастасия | 12:07

    Собор просто невероятный! Самое смешное, что мне он запомнился только по пляскам Святого Вита, о которых я прочитала в далеком детстве. А собор оказался волшебным)

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 2:15

      Как неожиданно... Я о плясках даже ничего не слышала. А они точно имеют отношение к собору Св. Вита в Праге?

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх