Друзья, приветствую! Испанский курортный город Gandia заинтересует всех любознательных путешественников важной достопримечательностью. Это дворец Борджиа в Гандии — самая значительная резиденция прежнего королевства и нынешнего сообщества Валенсия. Вряд ли где еще найдется такая Золотая галерея, как в этом дворце.
11 поколений герцогов Borja, начиная с 1485 года, выросли в родовом гнезде и управляли Гандийскими землями. Но история строения началась еще раньше – в первой половине XIV века. В то время дворец в Гандии принадлежал арагонским королям. Реставраторы нашли на стенах фрагменты фресок того периода, и до сих пор на главных воротах сохранился замок из кованого железа, на котором просматривается герб Короны Арагона.
Экскурсия по дворцу увлекательна. Объект хотя и был в состоянии запустения после завершения династии Борджиа (последний герцог не имел прямых наследников), все же сохранил свое достояние и был приведен в полный порядок обществом иезуитов, взявших шефство над резиденцией с 1890 года.
Чтобы у читателей этой статьи сложилась полноценная картинка герцогского дворца, который в Испании принято называть Palau Ducal, предлагаю посмотреть фотографии с кратким описанием в следующем порядке:
- Внешний вид резиденции
- Интерьеры дворца
- Верхняя терраса
Внешний вид дворца Борджиа
Внешняя строгость здания делает его совершенно непримечательным с улицы – пройдете мимо дворца в Гандии и не обратите внимания.
Но Ducal стоит у реки. И если выйти на ближайший мост, то тут уже не останется незамеченным оригинальное строение с террасами и декором. Эта сторона больше всего открыта взору, она же самая привлекательная в архитектуре дворца.
Экскурсия начинается с того старинного строгого входа, который показан на предыдущей фотографии. Посетители оказываются в так называемом атриуме, где размещена касса и информационные стенды. Эта часть здания является древнейшей, так как сохранилась от первой версии дворца. Через атриум переходят в просторный и гармонично спроектированный двор с парадной лестницей.
Квадратный двор когда-то называли оружейным, так как в одном из прилегающих помещений размещались арбалеты и другое оружие. Но еще этот двор является основой, вокруг которой выстроены все помещения дворца.
Парадная лестница не предназначена для экскурсантов. Посетители начинают осмотр с помещений, входя в угловую дверь на первом этаже. Это 3-х арочная галерея с колодцем. В одной из арок помещены гипсовые изваяния фамильных гербов владельцев Ducal.
Дворец, принадлежавший роду Borja, есть и в Валенсии. Но эти объекты несравнимы. Если гандийский дворец – это большие владения, то валенсийкий дом Борджиа незаметно вписывается в архитектуру исторического центра.
Интерьеры Ducal
Главное достояние дворца сосредоточено на третьем этаже. Именно туда и направляются посетители. И сразу же оказываются ни много, ни мало – в Коронном зале. В центре стены помещен портрет главного представителя рода — Франциска де Борджиа, который посвятил свою жизнь вере и был впоследствии канонизирован.
Возможно, зал покажется вам несколько скромным для такого ритуала, как коронование. Но название сохранилось со времен пребывания в Гандии короля Арагона, в то время как зал в XVI столетии перенес перестройку. Франциско изменил интерьер этого помещения и его назначение, превратив в судебный зал и зал аудиенций.
Интерьеры обновлялись и за сотни лет впитали в себя интеграцию всех стилей, диктовавших свои правила в создании внутреннего убранства. Уже следующее помещение блистает роскошью, пусть и названо довольно строго – неоготическая капелла:
Роскошный интерьер появился не в то время, когда во дворце проживал будущий Святой Франциск. Этот человек проповедовал умеренность. Данное помещение в его бытность служило рабочим кабинетом и выглядело буднично. Но десятый герцог рода Паскуаль де Борджиа затеял в XIX веке грандиозную перестройку дворца и посвятил обновление своему предку Святому Франциску. По инициативе герцога кабинет преобразовался в неоготическую часовню с невероятно красивыми сводами.
На мерцающих звездами готических сводах выделяются изображения четырех ангелов. На стенах по всему периметру помещения изображены святые, которые каким-либо образом связаны с Св.Франциском.
Перестройка коснулась и частной молельни Франциска, идущей следом за капеллой. Благодаря стараниям потомков рода, молельня превратилась в драгоценную шкатулку.
Именно так и воспринимается помещение с низким обильно декорированным потолком. Вход в молельню запрещен, можно только посмотреть в открытую дверь. Отдельную ценность представляют стены с сохранившимися акварелями гризайль. Техника гризайль отличается однотонностью, что немного приглушает насыщенный обновленный декор.
В ряду личных апартаментов привлекает комната герцогини, имеющая самое прямое отношение к Франциску де Борджиа. В этой комнате родился известнейший из Борхов.
К личным покоям примыкают приемные залы дворца. Самым просторным и официальным является Салон Орлов. Когда резиденцию настигла перестройка в стиле барокко, начали обновление интерьера с этого зала.
Интерьер салона строг и на первый взгляд простоват. Но так кажется только на первый взгляд. При более пристальном осмотре замечаешь, насколько солидны и фундаментальны детали интерьера. Каждая ножка мебели, каждый метр фриза – это произведение искусств. Орнамент фриза полностью соответствует названию салона.
Еще есть Салон государств Сардинии, Зеленый зал. А за ними расположено особенное крыло дворца, получившее название Золотая галерея. Протяженное пространство являет собой ряд следующих друг за дружкой залов. Всего помещений в этом ряду семь, но пять из них отделаны с особым шиком. Богатые росписи потолка, сверкающие позолотой орнаменты стен:
Галерея особой ценности появилась во дворце стараниями все того же герцога Паскуаля де Борджиа, который таким образом почтил канонизацию Святого Франциска, состоявшуюся в 1671 году.
Крыло перестроили также в стиле барокко, и при создании интерьера с особым вниманием отнеслись не только к архитектурным деталям помещения, но и к каждой вещи, нашедшей свое место в Золотой галерее.
Каждый зал получил свое название. Сначала идет Геральдический, за ним расположен Орнаментальный зал. Средним в этой цепочке помещений является салон Славы Св. Франциска. Далее идет салон Святого Семейства, и завершает галерею салон Неба и Земли.
В крайнем салоне в этом ряду сохранилась удивительная керамическая композиция на полу:
Напольная картина отображает четыре стихии и выложена плиткой в виде концентрических кругов.Верхняя терраса
Из завершающих помещений галереи можно выйти на открытую террасу дворца. Сама терраса довольно большая по площади. С террасы можно заглянуть в нижний хорошо озелененный дворик с колодцем. Но больший интерес вызывает внешний декор Золотой галереи. Стены вокруг окон и дверей украшены растительным орнаментом, используются элегантные кованые детали.
Прогулкой на террасе завершается экскурсия по дворцу-музею. Я практически выступила в роли экскурсовода для вас, друзья.
Осталось уточнить, где находится дворец Ducal в Гандии, и как он принимает посетителей. Дворец Борджиа расположен рядом с административной площадью в историческом центре. Вокруг площади сосредоточены важнейшие достопримечательности города. Здесь находятся главное административное историческое здание и собор. А на улице, примыкающей к площади, расположен вход во дворец.
Режим работы музея незначительно отличается в летний и зимний сезон. Время работы всегда начинается в 10.00, завершается летом в 19.30, а в зимний период на один час раньше. Но в летнее время перерыв длится дольше на час – с 13.30 до 16.00.
Экскурсии по дворцу проводятся на нескольких языках. Но, увы, русскоязычным посетителям предоставляется только самостоятельный осмотр с картой-описанием маршрута на русском языке. И это вполне удобно. Мы посещали дворец в праздничный день, и стоимость билета была 6.50 €. Возможно, в другие дни цена билета чуть выше.
Рекомендую посетить дворец Борджиа всем, кто соберется на отдых в Гандию, и даже тем, кто хочет посмотреть близлежащие достопримечательности, отдыхая в Валенсии. Как добраться из Валенсии в Гандию, я подробно изложила в предыдущей статье.
Ваш euro-проводник Татьяна
Очень красивое убранство. Сейчас, наверное, сложно себе представить, КАК люди могли в этом жить? Дивные потолки, удивительная резьба, золоченая лепнина, каждый предмет интерьера — суть произведение искусства. По идее, надо только и делать, что любоваться и восхищаться. А хозяева, наверное, воспринимали все это как данность:)
Хозяева там были разные. Когда во дворце проживал Франциск, который потом вообще мирскую жизнь сменил на служение Богу, интерьер дворца был строгим. Это последних владельцев рода Борджиа занесло в золотую лихорадку :) И главное, посвящали-то они все эти изыски своему всеми почитаемому предку.