Не так много храмов в мире, в которых сохранилась значительная архитектурная основа тысячелетней давности… Но таким является собор Амальфи. Монументальный комплекс на юго-западном побережье Италии включает базилику и колокольню раннего Средневековья, а также собор уникальной архитектуры с византийскими, норманнскими и мавританскими мотивами.
Комплекс посвящен святому Андрею Первозванному и является культурно-историческим и религиозным центром всего Амальфитанского побережья.
С площади Пьяцца дель Дуомо в городке Амальфи широкая лестница из 62 ступеней поднимается ко входу в храм. Великолепный фасад, выполненный из мрамора, обновлен в XIX столетии. Реставрация назрела по той причине, что часть фасада обрушилась. При восстановлении архитекторы придерживались предыдущего облика храма, позволив только более роскошную декоративную отделку.
Фасад содержит составляющие прежнего собора, построенного еще в X веке. Главный портал закрывают бронзовые ворота, выкованные в Константинополе в 1057 году по заказу мецената из Амальфи.
В центре ворот различимы изображения. Четыре серебряные фигуры соответствуют образам Христа, Девы Марии, св.Петра и св.Андрея.
Сохранилась в своем первозданном виде колокольня, построенная в 1180—1276 гг. Высокая башня примыкает к галерее левее от лестницы.
Оригинальный купол соединил арабский, норманнский и сицилийский стили. Кажется, что такого купола нет нигде, настолько он необычен по форме, и к тому же отделан мрамором и майоликой. В соседнем городке Позитано купол собора также покрыт керамическими узорами, но имеет классическую форму.
Если внимательно посмотрите на первое фото в этой статье, то слева за парадным фасадом увидите еще один сдержанно оформленный фронтон. Он принадлежит базилике – самому древнему объекту комплекса. Базилику и собор объединяет внутренний дворик, названный Райским. Посетители, пришедшие в собор не на службу, а с целью экскурсии, начинают осмотр именно с этого озелененного внутреннего пространства.
Райский дворик
Это не просто пальмовый садик между двумя храмами. Дворик окружен галереями, образованными изящными перекрещенными арками. 120 колонн поддерживают это архитектурное кружево мавританского стиля.
Такую красоту создали еще в 1260-е. Галереи предназначались для обустройства погребальных капелл знатных амальфитанцев. До настоящего времени сохранились некоторые капеллы с фре
сками XIII-XIV вв. Наиболее уцелевшей является фреска «Христос Пантократор».
Удивительным образом прошли сквозь столетия архитектурные конструкции и поддерживают своды до сих пор.
Еще в галерее собраны античные экспонаты. Есть несколько саркофагов, которым уже около двух тысяч лет. Но вытесанные на них библейские сюжеты выразительны, как и прежде. Также выставлены для обзора фрагменты мраморных декоративных мозаик, принадлежавших собору в его изначальном исполнении.
Согласитесь, невероятно искусная работа амальфитанских мастеров. Мозаики были изготовлены в конце XII века.
Умиротворяющая атмосфера Райского дворика готовит посетителей к дальнейшему осмотру комплекса. Следующим объектом является самое сакральное место – базилика Распятия и крипта Андрея Первозванного под ней.
Базилика Распятия и Епархиальный музей
Базилика – самая древняя часть всего Андреевского комплекса. Ее строили в X веке на основе церквушки, служившей амальфитанцам ранее около четырех столетий. На стенах древнейшего храма частично сохранились фрески. А главной ценностью является Распятие, выполненное из дерева в XIV веке.
В настоящие годы в базилике открыт музей Епархии. Здесь посетители видят ценные атрибуты религиозного культа: старинные бронзовые бюсты-мощевики, драгоценную митру норманно-анжуйского периода, пасторали, кубки… В музее также представлена коллекция скульптур, картин, икон, предметов церковной мебели.
Музей открыт в 1996 году. Собранная коллекция позволяет современникам увидеть свидетельства религиозной культуры побережья от средневековья до эпохи барокко.
Крипта Святого Андрея
Верующие стремятся посетить храм в Амальфи, прежде всего, ради крипты, где хранятся мощи апостола Андрея Первозванного. Посетители спускаются из базилики по лестнице в крипту, напоминающую большую драгоценную шкатулку.
Это помещение построили по инициативе кардинала Пьетро Капуано в 1208 году. Именно в тот год благодаря Капуано в Амальфи из Константинополя были доставлены мощи Святого Андрея. Кардинал позаботился о сооружении крипты, где и спрятали святыню.
Первичное помещение имело сдержанное архитектурное решение и непритязательную внутреннюю отделку. Но уже несколько столетий глазам посетителей открывается настоящая роскошь, обрамленная позолоченной штукатуркой.
Настоящий интерьер крипты сохранился с начала XVII века. Автором проекта стал Доменико Фонтана – королевский архитектор, спроектировавший также Palazzo Reale в Неаполе. Талантливые местные художники изобразили на потолке сюжеты Страстей Христовых.
Центром крипты является алтарь с большой бронзовой скульптурой Андрея Первозванного. Статую высотою 2,36 м создал флорентийский скульптор Микелланжело Наккерино в 1604 году.
По обе стороны от главного образа расположены мраморные статуи Св.Стефана и Св.Лаврентия, выполненные также известными скульпторами — отцом и сыном Бернини.
И поскольку в крипте хранятся сакральные объекты, важно сообщить потенциальным посетителям об их месторасположении. Мощи (часть черепа Святого) помещены в капелле Примирения — справа от абсиды. Под алтарем находится хрустальная ампула, в которой проявляется эффект мироточения накануне больших религиозных праздников.
Собор Андрея Первозванного
Фасаду собора в начале статьи уделено внимание, а сейчас посмотрим фото внутреннего убранства. Реконструкции придали интерьеру пышность в стиле барокко, но практически ничего не оставили от романского стиля, которому соответствовал храм поначалу. С XVIII столетия прихожане, а сейчас и экскурсанты, любуются обновленными интерьерами.
Величественное трехнефное пространство разделено двумя рядами колонн и окружено капеллами. Над алтарем расположено большое художественное полотно «Распятие Св.Андрея». Перед алтарем установлен саркофаг Пьетро Капуано, выполнившего главную роль в образовании комплекса Андрея Первозванного.
Все картины на потолке центрального нефа посвящены восхвалению жизнедеятельности апостола Андрея и состраданию его мучениям. Каждое из четырех полотен заключено в роскошное барочное обрамление. На фото – картина над литургической зоной.
Ценные художественные произведения и реликвии находятся также в капеллах. Например, в капелле у входа выставлена древняя купель, доставленная в Амальфи из Пестума. Купель сделана из камня порфир, привлекающего своей необыкновенной расцветкой.
Еще одна капелла отличается великолепной композицией и утонченным архитектурным оформлением. Мраморные драпировки, инкрустированные колонны, позолоченные решетки – все это гармонично сочетается.
Над входом в храм размещен орган. Среди пышного убранства собора музыкальный инструмент выделяется сдержанностью. Вероятно, инструмент обновлен, и по сравнению с другими составляющими комплекса не отличается особой ценностью.
Когда, после осмотра собора направитесь к спуску по лестнице, задержитесь в галерее. Полюбуйтесь, как через изящную решетку, сплетенную в мавританские орнаменты, открываются виды на городок Амальфи.
Теперь выясним моменты относительно посещения комплекса Андрея Первозванного. Собор относится к римско-католической церкви и является Кафедральным собором Амальфи. Дуомо, как называют в Италии. Во время служб и обрядов вход в храм бесплатный, в иное время – посещение по билетам. Точно так же, как и вход в дуомо Неаполя.
Комплекс открыт в разное время в зимний и летний период. Летним периодом считается март—октябрь. В это время вход с 9 часов утра. Посетители могут осматривать комплекс до 18.45 или даже до 19.45 (посещение продлевается с июля по сентябрь). Зимний режим работы ограничивается двумя промежутками: 10.00 – 13.00 и 13.30 – 16.30.
Экскурсия требует билета, но именно так можно спокойно и обстоятельно осмотреть все составляющие данного исторического и религиозного центра Амальфитанского побережья.
Ваш euro-проводник Татьяна
Какой чудесный Собор. Какие красивые росписи! Представляю, сколько художественных ценностей и реликвий хранится в нём.
Да, за тысячу лет собралось много ценностей и особенных реликвий. К тому же, архитектура собора восхитительная. Поэтому наблюдается постоянный поток посетителей в этот комплекс.