Дрезден: Галерея Старых мастеров – одна из лучших картинных галерей Европы

Здравствуйте, друзья! Для всех ценителей искусства Галерея Старых мастеров в Дрездене является объектом №1 среди достопримечательностей Германии. И не только потому, что в Дрезденской галерее выставлен шедевр «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Знатоки здесь найдут множество работ времен Возрождения, принадлежащих кисти европейских живописцев с мировым именем.

Триптих Яна ван Эйка

 

Собрание сформировалось в XVIII веке стараниями саксонских  правителей. Около 750 полотен приобрели Август Сильный и его сын и приемник Август III. Коллекцию составили шедевры признанных мастеров: ван Эйка, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Корреджо, Веласкеса, Каналетто и еще ряда мастеров, чьи имена уже звучали и в то время.

Преобладающее количество полотен XV-XVI веков определило название картинной галереи – «Старые мастера». В Дрездене есть и галерея Новых мастеров, расположенная в другом здании. Выставлены там работы не менее известных художников, но более позднего периода.

Чтобы составить предварительное знакомство с Дрезденской картинной галереей, я предоставлю следующую информацию:

  1. Где находится Галерея Старых мастеров
  2. Условия посещения картинной галереи
  3. Залы Галереи Старых мастеров

Где находится Галерея «Старые мастера»

Не спрашивайте в Дрездене, где находится картинная галерея. Большинство прохожих будет в недоумении, какой именно музей вас интересует. За той художественной галереей, которая интересует вас в первую очередь, в Германии давно закрепилось название «Старые Мастера», поэтому уточняйте, где найти Galerie Alte Meister.

Цвингер. Галерея

 

Галерея Старых мастеров располагается в Цвингере — в его северо-восточном строении, созданном архитектором Готфридом Земпером. К статьям о Цвингере и достопримечательностях Дрездена я прилагала фото этого здания в полном виде.

Вход в галерею организован через центральную арку здания. Обязательно присутствующий информационный стенд подскажет, куда нужно войти:

Вход в Галерею Старых мастеров

Здание галереи было построено в 1847-55 гг. и являлось в Германии самым значимым музейным проектом XIX века. В современные годы назрело техническое обновление выставочных залов, и оно активно ведется несколько лет. Галерея уже оборудована новой системой кондиционирования, а полное завершение реконструкции намечено на 2018 год.

 

Условия посещения картинной галереи в Цвингере

В Цвингере, кроме Галереи Старых мастеров, находятся еще два уникальных музея – физико-математический салон и экспозиция королевского фарфора. В связи с этим создан единый билет, предоставляющий возможность посетить или все три музея, или любой из них по выбору. Стоимость билета 10 €, дети и подростки до 17 лет посещают музеи Цвингера бесплатно.

Время работы музеев – с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день. Приобретают билеты в кассах на нижнем этаже здания:

Кассы музеев Цвингера

 

Кассы – это первый зал, куда попадают посетители через вход, описанный выше.

Кассир выдаст вам только билет, об остальном вы должны позаботиться сами. А именно: пройдите к правому углу кассовой стойки и возьмите бесплатную распечатку на русском языке с полезной информацией для посетителей по части расположения экспозиций. Если вы нуждаетесь в аудиогиде, – а я рекомендую им воспользоваться, — его вы получите за отдельную плату 3€ на стойке перед входом непосредственно в галерею.

Искусство вас окружит еще до того, как вы поднимитесь к первым экспозициям. Эти каменные панно вы увидите прежде, чем окажетесь в выставочных залах:

Панно Дрезденской галереи

И еще важная информация. Фотографировать в музеях Цвингера можно, но без использования вспышки, и не приближаясь к экспонатам ближе, чем 50 см.

 

Залы Галереи Старых мастеров

Начинается экскурсия по галерее в большом зале с колоннами, где выставлены полотна живописцев XV-XVI века. Венецианская живопись и придворное искусство, портреты и алтари…

Мадонна с младенцем

 

Работа «Мадонна с младенцем и ангелами» создана Сандро Боттичелли – известнейшим итальянским живописцем (1445—1510гг).

Экспозиции Дрезденской галереи объединены не по принципу школ, как это чаще принято, а по общим тенденциям, присущим европейскому искусству. Поэтому по соседству можно увидеть и портреты, и пастельную живопись, и натюрморты. Рядом в зале представлены полотна голландских, фламандских, немецких, французских и других мастеров:

Зал Галереи Старых мастеров

 

Большое внимание уделено творчеству немецкого живописца Лукаса Кранаха (старшего). В экспозиции представлены Алтарь Святой Екатерины и молитвенные образы, религиозные сюжеты и портреты, тема Адама и Евы. Рядом выставлены «Святая Екатерина» (слева) и «Святая Варвара»:

Лукас Кранах старший

Кранаха старшего считают мастером портрета, библейских и жанровых композиций. Особенно ценно в исполнении художника сочетание пейзажа и фигур. Поскольку Кранах долгое время был придворным художником саксонского курфюрста, в галерее собрана богатая коллекция его произведений. Еще некоторые работы Кранаха старшего и Кранаха младшего можно посмотреть в статье-продолжении.

 

Зал «Сикстинской Мадонны»

Главное полотно Галереи Старых мастеров – «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем в 1513-14 гг. Картину приобрел Август III в 1754 году после настоятельных переговоров, тянущихся два года, за невероятно высокую по тем временам цену – 20 тысяч дукатов. Говорят, что шедевр поместили в зале галереи, где стоял трон. Король настолько был восхищен картиной, что приказал убрать трон со словами: «Освободите место для великого Рафаэля!»

В настоящее время «Сикстинская Мадонна» располагается в главном зале на втором этаже галереи:

Сикстинская Мадонна

 

По наиболее распространенному предположению, образ Мадонны с младенцем на руках в окружении Святого Сикста и Святой Варвары был написан для небольшой монастырской церкви. Картина была выполнена на полотне, что нетрадиционно для того времени. В дополнение, это была первая работа, где в композиции нашлось место для зрителя. Святой Сикст раскрывает треугольник композиции, будто приглашая Мадонну спуститься к зрителю.

Трудно назвать еще какую-либо картину, обладающую такой же всемирной славой, как «Сикстинская Мадонна». Кто-то из посетителей Дрезденской галереи ожидает невероятного потрясения от встречи с картиной, и, если оно не наступает, остается разочарованным. Но зачем ждать каких-то пронзительных эмоций?.. Картина впечатляющая. Невероятно современная и естественная.

Главный зал Дрезденской галереи

Посетители надолго задерживаются в зале, многократно прослушивают рассказ аудиогида об истории полотна. Признаться, мне как-то мешали те картины, которые расположены с двух сторон от «Сикстинской Мадонны». Либо там должны находиться работы меньшего размера, либо всю стену стоит посвятить только полотну Рафаэля…

 

Другие залы галереи

В Галерее Старых мастеров много картин, не восхититься которыми невозможно. Известная работа швейцарского живописца Ж. -Э.Лиотара «Шоколадница» очаровывает милым образом и своей историей:

Шоколадница, Ж.-Э.Лиотар

Существует несколько версий того, кто стал прообразом Девушки, подающей горячий шоколад, но все они подкупают трогательным развитием событий, поскольку моделью оказалась девушка из простых кругов.

Именно в галерее можно увидеть, каким Дрезден был в XVIII веке. Посмотрев на панорамы города на картинах Бернардо Беллотто, известного как Каналетто, поражаешься сходству с современным Дрезденом:

Виды Дрездена на картине Каналетто

 

Еще одна девушка, читающая письмо, запечатлена нидерландским художником Яном Вермеером. Интересная идея отражения лица в оконном стекле:

Девушка, читающая письмо у открытого окна

Эта картина правилась автором. Там, где сейчас развевается оконная занавеска, изначально был изображен купидон.

Все залы основного здания, где выставлены картины, оформлены в едином стиле. Только восточное крыло галереи отличается своими залами, так как является временным пристанищем для картин и скульптур:

Восточный зал галереи

 

Антонио Коррадини – итальянский мастер, один из самых известных скульпторов XVII века, способный не только изваять образ, но и прикрывающую его тончайшую вуаль. Основная часть его работ экспонируется в Италии, однако и в Дрездене можно увидеть его Vestalin, 1724:

Vestalin, Korradini

Коррадини один из немногих скульпторов, кто работал в технике, позволяющей изобразить вуаль. Эта техника необычайно усложняется еще и тем, что требует особого многослойного камня.

Посетив Галерею Старых мастеров, мне хочется сказать, что художники тех столетий, действительно, были Мастерами. Взгляните еще раз на первую фотографию в данной статье. Это триптих, созданный фламандцем Яном ван Эйком в 1437 году. Каким талантом нужно обладать, чтобы создавать столь реалистичные и восхитительные картины!

Дрезденская галерея богата настоящими шедеврами. Не зря туристы так стремятся посетить этот музей европейской живописи.  Друзья, если Дрезден еще не входил в ваши планы, пора включить, чтобы познакомиться с городом и посетить картинную галерею.

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 10
  1. Ирина Каныгина | 9:58

    Какая красота! Посмотреть такие шедевры в живую — это большая удача! Спасибо, что поделились фотографиями!

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:08

      Да, посещать подобные галереи — это настоящее удовольствие. Ирина, заходите на мои фотографии, а там и посещение в живую сложится!

      Ответить
  2. Татьяна | 10:08

    Как всегда- подробно и обстоятельно ))) Остался открытым вопрос: а что же находится в физико- математической галлерее?))))

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:10

      О, Таня, там очень интересно:) Но этому физико-математическому салону я посвящу отдельную статью)

      Ответить
  3. Татьяна | 11:39

    Да, Татьяна, Вы совершенно правы, пора и мне включить Дрезден в свои планы и увидеть всю красоту, о которой Вы рассказали, своими глазами. Мне, как и Вам, кажется, что для «Сикстинской Мадонны» лучше выделить отдельную стену, чтобы ничего не отвлекало от созерцания и раздумий. Спасибо за такую обстоятельную экскурсию.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 1:01

      Татьяна, думаю, что с такой любовью к путешествиям, как у Вас, поездка в Дрезден состоится всенепременно!

      Ответить
  4. Валентина | 4:49

    Хотелось бы посетить Дрезденскую галерею. Эти шедевры видела только в репродукциях.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 6:06

      И хорошо бы еще несколько часов осмотру посвятить. Я была в галерее полтора часа — они невероятно быстро пролетели... За это время можно только бегло осмотреть.

      Ответить
  5. Елена | 3:53

    Святая Екатерина и Святая Варвара Лукаса Кранаха выглядят не естественно длинными, такое ощущение, что под юбками у них спрятаны ходули. Может быть эти образы должны были висеть сильно на высоте, оттуда бы они смотрелись естественнее.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 8:05

      Оригинально Вы представили эти образы :) Может, эффект вытянутости еще возникает из-за нестандартного размера полотна. Картины непривычно узки.

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх