Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Дрездене — символ протеста и возрождения

Фрауэнкирхе в Дрездене впечатляет всем – своей историей, оригинальной архитектурой храма, организацией внутреннего пространства. Дрезденский протестантский кафедральный собор Богородицы относится к самым известным храмам Германии. В феврале 1945 года собор постигла печальная участь полного разрушения. Но с тех пор прошло больше полвека, и сейчас массивный купол храма вновь главенствует над всем историческим центром Дрездена.

Фрауэнкирхе в Дрездене

Всем, кто желает узнать подробности из истории Фрауэнкирхе и о ее восстановлении, а также увидеть, каков храм внутри, рекомендую прочесть данную статью, проиллюстрированную фотографиями из недавнего путешествия:

  1. Некоторые факты из истории Frauenkirche.
  2. Восстановление собора.
  3. Внутреннее пространство Фрауэнкирхе.
  4. Смотровая площадка.

Из истории Frauenkirche

История храма началась в XVIII веке, когда поблизости к замку саксонских курфюрстов была построена небольшая церковь Богородицы. В то время как количество прихожан-протестантов с каждым годом возрастало, в Дрездене наметились изменения в отношении религиозных предпочтений. Правитель Саксонии Август Сильный стал королем Польши, а также принял католическую веру.

Несогласие протестантского населения Дрездена выразилось в том, что в 1726 году началась капитальная перестройка церкви Богородицы, подразумевающая значительное расширение.

Строительство Frauenkirche возглавил городской архитектор Георг Бээр. Грандиозный проект, который предложил зодчий, требовал колоссальных затрат в 300 тысяч талеров. Финансы поступали только из городской кассы и в виде пожертвований от населения Дрездена.

С целью экономии расходов архитектор Бээр максимально использовал камень песчаник от предыдущего сооружения и пересмотрел свой начальный замысел в отношении купола церкви. Было решено использовать дерево для создания купола.

Так и возвели бы купол деревянный, если бы не проявил благосклонность Август III – сын Августа Сильного, который к тому времени уже сменил своего отца на монаршем посту.

Август III уже помышлял о возведении придворного католического собора и, чтобы снизить накал возмущения населения, выделил средства и на строительство протестантского храма. Внушительные пожертвования курфюрста позволили создать купол в форме огромного каменного колокола, которым так выделяется церковь Фрауэнкирхе из всех культовых сооружений.

Купол собора над зданиями

Каменный купол состоит из двух оболочек. Внешний диаметр равен 26 м, толщина достигает 1,75 м, а вес купола – 13000 тонн.

К середине XVIII столетия строительство Фрауенкирхе было завершено. Ровно два века служил храм людям. 13-14 февраля 1945 года англо-американская авиация уничтожила центр Дрездена. Не было прямого попадания в Frauenkirche, однако пожар от окружающих построек перекинулся в церковь, накалил песчаник до температуры плавления, и купол всем своим весом рухнул, превратив церковь в руины…

Восстановление собора

Когда в послевоенные годы в Дрездене развернулись восстановительные работы, в первоочередные планы входило и воссоздание Фрауэнкирхе. Но из-за недостатка средств восстановление задержалось до 1993 года. Все это время площадь Neumarkt, где находится собор, оставалась хранилищем горы битого камня и нескольких крупных обломков.

Руины не разбирали, их сохранили для восстановления собора. И сейчас, когда собор поднялся во всю свою мощь, на площади установили в качестве монумента обломок купола, к которому прикреплена табличка, информирующая, в каком месте эта частица находилась.

Обломок купола возле собора

В 1993 году после нескольких благотворительных акций по сбору средств, которые проводились во многих странах, приступили к идентификации обломков и расчистке территории для возведения храма. Более 7 тысяч фрагментов, извлеченных из развалин, использовали для строительства новых стен. И сейчас эти куски песчаника выделяются темным цветом на фасаде храма.

Frauenkirche

Нынешняя церковь состоит на 45 % из подлинных частей. В новой архитектуре фасада использовано 3539 фрагментов предшествующего сооружения.

Восстановление храма велось 12 лет. Облик собора воссоздан в прежнем виде, со всеми элементами знаменитого дрезденского барокко. Высота непосредственно сооружения составляет 91 м. Завершающим шагом была установка в верхней точке символа земного шара и позолоченного креста.

Купол Фрауэнкирхе

На фото эти важнейшие детали почти незаметны, хотя в действительности размер креста равен 4,7 м. Высота церкви практически достигла 95 м.

Башенный крест подарен Британским обществом «Дрезденский опекунский совет». В 2005 году состоялось торжественное открытие и освящение Кафедрального собора Фрауэнкирхе.

Интерьер собора Богородицы

Уникальная архитектура собора способствует сходству его внутреннего пространства с театром. Внутри Фрауэнкирхе впечатляет своим огромным круглым залом, великолепным алтарем, нежным сочетанием белых, розоватых и золотых тонов.

Интерьер собора Богородицы

Пространство зала поднимается под купол до 40 метров. По периметру расположены изящные  барочные лоджии и балконы. Всего в соборе оборудовано 1835 сидячих мест.

Интерьер Фрауэнкирхе

Алтарь в стиле барокко восстановлен в соответствии с тем, каким его создал в 1738 году скульптор Иоганн Кристиан Фейдж. В центре отражен библейский сюжет, как Христос молится в саду, в то время как его вот-вот должны схватить.

Алтарь собора Фрауэнкирхе

Большим чудом можно назвать тот факт, что полнее всего при обрушении храма сохранился алтарь. При его восстановлении использовано 80% исторического материала.

Над алтарем находится новый орган, поскольку предыдущий инструмент, выполненный Готфридом Зильберманом в 1736 году и на котором играл Иоганн Себастьян Бах, был полностью разрушен.

Необычно выглядит и кафедра – место на возвышенности для проповеди. Архитектор Георг Бээр выбрал такое место для кафедры, чтобы внимание каждого посетителя в первую очередь было направлено на место провозглашения Слова.

Кафедра собора Богородицы

В настоящее время в соборе Богородицы проходят не только молебны и богослужения. В храме созданы все условия для проведения концертов духовной и классической музыки и других культурных мероприятий.

Смотровая площадка Frauenkirche

Смотровая площадка собора располагается на высоте 68 м. Имея опыт посещения площадки собора Cвятого Стефана в Вене, которая находится на один метр ниже, скажу, что это очень высоко. Но, если в Вене поднимаются на башню только пешком, то на площадку Фрауэнкирхе подняться проще.

Обратите внимание, что обзорный балкон собора расположен не под куполом, как это чаще бывает, а над ним.

Смотровая площадка над куполом собора

Соответственно, подъем на башню состоит из нескольких отрезков. На высоту, где начинается купол, посетители поднимаются с помощью лифта. Далее идет пеший участок. Я уже упоминала, что каменный купол собора состоит из внешней и внутренней оболочки. Между ними есть пространство, в котором находится лестница, идущая по спирали. Учитывая размеры купола, идти тоже придется немало – 160 метров. После преодоления спиральной лестницы, посетители выходят на площадку с балюстрадой, откуда и наслаждаются окружающими видами на замок, на Цвингер, на Эльбу…

Смотровая площадка работает с 10 часов до 18.00 в летнее время, и до 16.00 в зимнее. Исключением является воскресенье, когда подъем возможен после 12.30.

Друзья, хочу предупредить, что «бегая» с обзорной экскурсией по Дрездену, невозможно охватить вниманием все достопримечательности. Но постарайтесь выделить немного времени, чтобы посетить грандиозный собор Фрауэнкирхе. Многим туристам, которые посещали Дрезден ранее, не повезло, потому что только велись строительные работы. Сейчас храм открыт, вход бесплатный. Каждый может войти и увидеть восхитительный интерьер собора Богородицы.

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 8
  1. Оксана | 2:58

    Добрый день, Татьяна! Была в Дрездене и знаю какой он потрясающий и старинный. Жаль мы были один день в городе, сами ездили с Берлина и скажу, что это очень мало. Не представляю, как туром ехать, все галопом?! Мы спокойно гуляли и наслаждались шедеврами архитектуры. Собор Фрауэнкирхе потрясающий! Хотелось бы, послушать орган в храме, звук наверное, невероятный. Спасибо за историю и напоминание о поездке. :rose:

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 4:45

      Здравствуйте, Оксана! Согласна с Вами, что одного дня для знакомства с Дрезденом крайне мало. И орган в соборе за это время послушать не удастся... А еще и картинная галерея, и музей фарфора, и и еще много чего хочется увидеть... Оксана, Вам удалось посетить какой-нибудь из музеев Дрездена?

      Ответить
  2. Екатерина | 12:51

    Я в Германии не была, но очень впечатлена красотой и величием кафедрального собора. Думаю, что в 1945 печальная участь постигла не только этот собор, а и многие другие. И не только соборы ((

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 10:02

      Екатерина, спасибо за комментарий.

      ... И так хотелось бы, чтобы люди осознавали, что и мысли, и поступки, и действия должны быть направлены на созидание, а не разрушение...

      Ответить
  3. Елена | 5:15

    Для протестанского собора Фрауэнкирхе выглядит великолепно, обычно протестанские церкви имеют очень простой интерьер, ведь протестанты против роскоши и расточительности.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 6:53

      Возможно, при строительстве Фрауэнкирхе сразу закладывали некую многофункциональность. Внутри собор очень похож на концертный зал, и Бах играл там уже в первые годы деятельности собора.

      Ответить
  4. Елена | 12:59

    Дрезден — совершенно волшебный город. Понятное дело, что многие едут туда исключительно ради посещения галереи, на один день, но лучше бы побыть там подольше. и одна из причин — как раз собор Фрауэнкирхе. Настолько интересное сооружение — большой, но такой легкий, и такой необычно красивый. Но когда думаешь о том, насколько он сильно был разрушен во время Великой Отечественной войны — просто страшно становится. В Дрездене вообще часто приходит эта мысль — какой ужас война.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 12:35

      Елена, с Дрезденом интересная закономерность получается. Чаще всего в этот город едут на один день и, как Вы верно отметили, ради галереи. Оказавшись в центре Дрездена, абсолютно все идут осматривать архитектуру, и только потом посещают галерею Старых мастеров в течение одного часа, или в лучшем случае, двух. За такое короткое время и картинная галерея только обзорно получается... Однодневная поездка в Дрезден — это слишком мало... А как бы здорово в Фрауэнкирхе орган послушать!..

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх