Цвингер: архитектурные и художественные шедевры барокко в Дрездене

Цвингер в Дрездене – культурно-архитектурный комплекс в стиле барокко, состоящий из нескольких зданий с роскошной скульптурной отделкой и объединяющих их галерей. Салоны и галереи окружают большой внутренний двор, предназначенный для проведения парадов и празднеств. Дрезденский Цвингер построен в первой половине XVIII века по распоряжению Августа Сильного. 

Этот ансамбль достопримечательностей в определенной степени известен каждому из вас. Причиной тому является Сикстинская Мадонна Рафаэля – шедевр мировой известности, который находится в картинной галерее, которая, в свою очередь, размещается в одном из зданий Цвингера.

Но если Дрезденская картинная галерея на слуху, то об архитектурном барочном ансамбле, называемом Цвингер, говорят те путешественники, которые по-настоящему заинтересовались достопримечательностями Дрездена.

Цвингер в Дрездене

Либо еще до поездки в этот город, либо уже во время экскурсии в Саксонию, каждый уясняет для себя, что Цвингер – главное архитектурное достояние в стиле барокко не только Дрездена, но и, возможно, всей Германии. Знакомьтесь подробнее в этой статье:

  1. Общее представление о Цвингере.
  2. Колокольный павильон.
  3. Фонтан Купание нимф.
  4. Верхние галереи Цвингера.

Общее представление о комплексе Цвингер




Цвингер занимает внушительную часть старого города Altstadt. Это прямоугольник, обрамленный такими роскошными павильонами и галереями, что их, не сомневаясь, определяют как шедевр барокко.

Архитектура в стиле барокко

С каждой стороны этот архитектурный прямоугольник располагает входной аркой. Самый важный и парадный вход в Цвингер находится с юго-западной стороны и называется Коронными воротами.

Коронные ворота Цвингера

Откуда такое название – Цвингер? В буквальном смысле это слово обозначает территорию, размещенную за городскими укреплениями. По отношению к королевскому дворцу и придворной церкви, которые располагаются ближе к Эльбе, территория Цвингера во время его застройки находилась за оборонительной стеной, которую снесли только в начале XIX века.

Цвингер создавался, начиная с 1710 года не только по распоряжению Августа Сильного, но и при его прямом участии. Король поручил строительство галерей и павильонов в стиле барокко архитектору Матеусу Пёппельману и его помощнику Бальтазару Пермозеру. Первыми объектами стали два угловых салона, соединенных дугообразной галереей.Математический салон

В этом салоне в настоящее время размещается физико-математический музей, где представлена коллекция старинных технических приборов.

От двухэтажного салона протянулась дугой соединительная галерея. На фото видны строительные леса, так как галерея летом 2016 г. (когда я посещала Цвингер) находилась на реставрации. Но интерес представляет сооружение над галереей, которое называют павильоном на валу. В этот объект архитекторы и скульпторы вложили все свое мастерство, создав мифологическую композицию.

Павильон на валу

Самой важной скульптурой композиции является центральная статуя, которую называли Геркулесом Саксонским, подразумевая в этом образе самого короля Августа Сильного.

Завершает северо-западную сторону Цвингера еще один двухэтажный павильон, получивший название Французский.

Французский павильон

Через этот павильон выходят к фонтану «Купание нимф». И мы вернемся к нему, после того как ознакомимся с общим планом архитектурного комплекса.

Посмотрим от математического салона на двор Цвингера – на фото изображена вся южная часть комплекса с Коронными воротами и еще одним угловым павильоном, в котором открыта выставка фарфора из королевской коллекции.

Южная сторона Цвингера

И переведем взгляд далее, на юго-восточную сторону Цвингера. Как видим, она застроена по аналогии с противоположной стороной и обладает угловыми павильонами, которые соединены галереей в форме дуги.

Восточная сторона Цвингера

Завершается эта сторона еще одним 2-этажным салоном – общий вид все тот же, архитектурный стиль и богатая скульптурная отделка сохраняется, но имеет свои отличительные черты.

Павильон Цвингера

В XVIII веке Цвингер на этом и заканчивался. По сути, пышная архитектура образовывала открытый прямоугольник с большой площадью, где проводились увеселительные и торжественные мероприятия. Возможно, поэтому и сейчас внутреннее пространство двора оформлено только фонтанами и коротко стрижеными газонами. Никаких клумб и цветов во дворе Цвингера нет. Размеры двора впечатляющие.

Площадь Цвингера

Теперь уделим внимание еще одной стороне Цвингера, которая появилась гораздо позднее и отличается своим архитектурным стилем, что отчетливо видно на фотографии.

Активная застройка комплекса велась при Августе Сильном и приостановилась по завершению периода его правления. Продолжили строительство через сто лет, когда назрела необходимость реставрировать Цвингер после Семилетней войны. Реставрацию поручили профессору королевской академии знаменитому архитектору Готфриду Земперу.

Земпер планировал увеличить территорию Цвингера, продлив его до набережной Эльбы. Архитектор мечтал дополнить этот очаг искусства и культуры в Дрездене оперным театром. Но, осуществив реставрацию Цвингера, мастер вынужден был отказаться от своих планов из-за недостатка финансов.

Когда уже был построен театр, ныне известный как опера Земпера, в 1847 г. опять продолжились работы в Цвингере. Но было принято решение замкнуть уже существующий барочный комплекс единым зданием в стиле неоренессанс, ставшим впоследствии площадкой картинной галереи Старые мастера.

В центре неоренессансного здания находится арка, соединяющая двор Цвингера с Театральной площадью. Со стороны арки расположен и вход в Дрезденскую картинную галерею.

Колокольный павильон

Еще одна арка, связывающая Цвингер с городскими кварталами, находится в Колокольном павильоне.

Колокольный павильон

В этой стороне комплекса выставлено собрание фарфора, а непосредственно в павильоне помещается коллекция колокольчиков из майсенского фарфора.

Павильон украшен с обеих сторон башенных часов рядами колокольчиков. Говорят, что колокольчики мелодично звенят каждые полчаса. Но я, к сожалению, не обратила внимания на этот факт и не припоминаю колокольный перезвон во время нашего посещения Цвингера.

Фонтан Купание нимф

Обратимся еще к одному барочному шедевру Цвингера — фонтану Купальня нимф, созданному придворным архитектором Пермозером.

Каскад фонтана Купание нимф

Фонтан расположен за Французским павильоном. Собственно, и подходят к нему через этот угловой павильон. Перед каскадным фонтаном, который на фото выше, оборудована большая чаша.

Галерея нимф

И где же нимфы? Статуи нимф установлены в нишах по обеим сторонам большой чаши фонтана. Все скульптуры уникальны. Особенно обратите внимание на крайнюю слева на фотографии)))

Признаться, то ли эпоха барокко повлияла на образ нимф, то ли сложение натурщиц, позировавших скульптору, но выглядят здешние нимфы чрезмерно мускулисто… Я долго выбирала самую изящную из них.

Нимфа Цвингера

Идея Пермозера заключалась в том, что нимфы еще только собрались купаться, а за ними подглядывают разные рыбоподобные существа, демоны и сатиры.

Верхние галереи Цвингера

Изучив прекрасный дрезденский комплекс внизу, обязательно поднимитесь к верхним галереям. Подъем предусмотрен и через арку с колокольчиками, и в павильоне на валу.

Когда осматриваешь архитектуру галерей, и в голову не приходит, что наверху проложены настоящие проспекты. Так выглядит галерея внизу:

Галереи Цвингера

И вот в такой тротуар эта же галерея превращается наверху с южной и юго-западной стороны комплекса.

Верхняя галерея и вид на Коронные ворота

Великолепные Коронные ворота со всей их атрибутикой совсем рядом. Барочный купол ворот украшен позолоченной короной. Это символ польской короны, так как Август Сильный был королем и Саксонии, и Польши. Под куполом также расположен небольшой павильончик с четырьмя арками и угловыми нишами, где установлены скульптуры Пермозера «Времена года».

Этот верхний тротуар проложен по всей длине архитектурного комплекса, и по нему можно перейти от одного углового салона к другому. Еще сверху открывается прекрасный обзор всего Цвингера и его архитектурных деталей.

Шедевры барокко

Друзья, думаю, вы согласитесь со мной, что Цвингер в Дрездене, если не самый значительный архитектурный комплекс Германии, то входит в пятерку наиболее масштабных достопримечательностей. На внешний осмотр Цвингера понадобится несколько часов, а еще все стремятся посетить картинную галерею.

Для посещения Галереи Старых мастеров, Физико-математического салона и Собрания фарфора существует единый билет стоимостью 10 €. За один день познакомиться с Дрезденом и основательно осмотреть Цвингер не просто… Или вам удалось?.. Поделитесь секретом своей организованности!

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 4
  1. александр | 12:39

    Не знаю смогу ли таким образом обратиться к Татьяне.Дело в том,я служил ГСВГ и был Цвингере в 1970 году.Тогда при входе в центральную арку со стороны площади сбоку от входа была надпись белым, по- русски: «Проверено.Мин нет.Ханутин» Осталась ли она сейчас? Ведь во время войны америкосы стирали Дрезден бомбардировками с лица земли,а мы разминировали.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 2:53

      Добрый день, Александр. К сожалению, не могу подтвердить точность такой надписи. Помню, что в историческом центре Дрездена где-то на стене написано «Проверено. Мин нет...» Но я не уверена, указана ли там фамилия, и где именно эти слова встретились... Когда окажусь в Дрездене еще раз, обязательно посмотрю :-)

      Ответить
    • Кристина | 4:07

      Добрый день! Могу сообщить о том что была в Цвингере 3 дня назад и на стене при входе, действительно, написано : «Проверено.Мин нет» , но фамилии там не было (

      Ответить
      • Татьяна Исаева | 5:38

        Спасибо, Кристина! Очень приятно, что Вы уделили внимание этому вопросу. Надеюсь, и Александр ознакомится с вашим комментарием.

        Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх