Здравствуйте, друзья! Знакомство с Дрезденом чаще всего начинается с набережной Эльбы. Это оправдано, так как набережная — самая зрелищная часть города, а Дрезденский собор – ее главная достопримечательность. Если вы услышите определение Дрезденский кафедральный собор, или Придворная церковь в Дрездене, или Дрезденский католический храм – это все о нем. Стоит кафедральный собор на Дворцовой площади, фасадом к мосту Августа:
Так как храм строили при королевской резиденции, и важно было гармонично дополнить комплекс уже имеющихся дворцовых строений, то расположили собор несколько нетрадиционно – его фасад оказался с северной стороны.
Дрезденский собор в Германии преодолел непростой период принятия населением города. Только спустя полвека существования на его колокольне впервые зазвонили колокола. Пережил он разрушение 1945 года и вновь возвысился в 1962 году, поднявшись из руин…
В 1980 году Папа Римский принял декрет о присвоении придворной церкви Дрездена статуса кафедрального собора.
Поскольку мы осматривали Дрезденский собор не только снаружи, но и посещали его, расскажу о нем в следующей последовательности:
- Внешний вид кафедрального собора
- Интерьер придворного храма
Внешний вид Дрезденского собора
Архитектуру католического собора Дрездена смело можно охарактеризовать как уникальную. Сооружение с овальным основанием и ажурной башней, которая опирается на крышу нефа, построено в середине XVIII века итальянским зодчим Гаэтано Кьявери.
Подготовка к возведению католического храма велась королем Фридрихом Августом II чуть ли не тайно. Протестантская Саксония не нуждалась в культовых сооружениях иного направления религии. Август Сильный, принявший католицизм как король Польши, так и не решился построить католический храм и довольствовался небольшой часовней. Возможно, так бы поступил и его сын, если бы в Дрездене не началось возведение величественного протестантского храма Фрауэнкирхе.
Фридрих Август II решил построить Хофкирхе — придворную католическую церковь, которая наряду с собором Богородицы была бы главным храмом Саксонии.
Если смотреть на фасад собора со стороны Эльбы, кажется, что храм небольшой и благодаря своей башне обладает некой воздушностью. На самом деле, его размеры очень внушительны. При 54-метровой ширине он протянулся на 92 м в длину:
Это вид на собор со стороны Театральной площади. Справа на фото к храму подступает дворцовая башня Гаусмана. Придворная церковь и дворец-резиденция так близко подходят друг к другу, что они соединены небольшим коридором:
Башня церкви в стиле позднего барокко создана ажурной, наверное, не только с точки зрения эстетики. На набережной Эльбы очень часто дуют сильные ветра. И когда прогуливаешься по террасе Брюля, понимаешь, что ветрено в этом месте даже в солнечный летний день, а что уж говорить о ненастной погоде! Вполне возможно, архитекторы решили, что башня высотою в 83 м (а с атрибутикой и все 86) будет более устойчивой к порывам ветра в такой проектировке:
Но уже в 1867-68 гг. башню пришлось реставрировать, потому что строительный камень песчаник, из которого построена церковь, сильно пострадал от непогоды, и несколько камней с грохотом упало на Дворцовую площадь.
Реставрация приостановила процесс разрушения, но ненадолго. В 1900-е опять пришлось реставрировать, чтобы устранить дефекты выветривания песчаника. Но на этот раз составляющие башни укрепили деталями из металла. И сейчас башня отличается характерным темным цветом. Можно предположить, что во время бомбардировки в 1945-ом она не рассыпалась в пух и прах, а развалилась на крупные составляющие. Хофкирхе восстановили в послевоенные годы в первую очередь. Так она смотрится сейчас с террасы Брюля:
Запоминается Кафедральный католический собор и своей галереей скульптур, завершающих по периметру неф храма, а также установленных в нишах:
78 скульптур святых и добродетелей можно насчитать в экстерьере храма. Статуи высотою более трех метров изготовил итальянец Лоренцо Маттьелли и немецкие скульпторы Якоб и Поль Майер.
Над входом установлены статуи св. Петра и св. Павла в окружении Веры, Надежды, Благотворительности и Справедливости.
Интерьер придворной церкви
Центральный вход в церковь чаще закрыт, нежели открыт… Наверное, он предназначен для прихожан, а не для туристов, и открывается только во время службы. Однако в храм можно войти через боковые входы со стороны дворца и с Театральной площади. Обязательно посетите Дрезденский собор и посмотрите на его белоснежно-золотистый интерьер:
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа. Крайние нефы отделены от высокого среднего нефа обходной галереей, что редко встречается в храмах. Такая структура опять-таки связана со сложным принятием католицизма в Саксонии. Обходную галерею внутри собора построили для того, чтобы проводить церковные процессии, не выходя на улицы Дрездена.
В центральном нефе находится главный алтарь, где в обрамлении мрамора размещена картина «Вознесение Христово» — работа придворного художника Антона Р. Менгса, созданная в 1752-61 гг:
Распятие и рядом установленные 2-метровые свечи выполнены из серебра. Алтарь находится на мраморном возвышении, что придает еще больше торжественности.
Напротив алтаря расположен великолепный орган – последняя и лучшая работа мастера Готфрида Зильбермана:
С 1755 года орган нес свою службу в придворной церкви. По удачному стечению обстоятельств музыкальный инструмент в феврале 1945 года находился за пределами храма, поскольку несколько месяцев ранее был перевезен в монастырь Святой Марии. Благодаря этому, орган пострадал только частично, и его удалось восстановить близко к оригиналу.
Кафедра в соборе выполнена в стиле барокко. Автор – Бальтазар Пермозер, который создал почти весь архитектурный ансамбль Цвингера, таким же богатством и роскошью отметил и кафедру:
В центральном нефе в нишах обустроены боковые алтари. Очень красивый алтарь Девы Марии – нежный и чувственный:
Неожиданным украшением храма является икона Святой Троицы. Оказывается, Фридрих Август II очень почитал икону. По этой причине, придворная церковь имеет еще одно название – Дрезденский кафедральный собор Святой Троицы. Икона расположена на одной из колонн храма:
До разрушения Дрезденский собор имел четыре угловые часовни. Три из них восстановили в их первоначальном виде, а в восточной часовне Яна Непомука установили пьету из майсенского фарфора в память «о погибших 13 февраля 1945 года и всех невинно убиенных»:
Поскольку храм длительное время был придворной церковью династии Веттинов, закономерен вопрос, сохранилась ли какая-либо связь с этим родом в наше время. Под алтарем собора расположена усыпальница, где захоронены последние представители рода Веттинов. Там же в специальной капсуле покоится и сердце Августа Сильного. Этот монарх похоронен в Польше, но поскольку вся его не в меру активная «сердечная» жизнь протекала в Дрездене, посчитали необходимым переместить капсулу в Дрезденский собор.
Важно ли посещать туристам Дрезденский собор? Этот храм внутри великолепен. На мой взгляд, стоит посетить и увидеть этот белоснежный интерьер, украшенный золотом и серебром. Расположен кафедральный собор в гуще достопримечательностей Дрездена, поэтому выкроить полчаса в насыщенной экскурсионной программе вполне реально. В храме тихая умиротворенная атмосфера, которую вы вряд ли отыщете в другом месте туристического Дрездена.
Ваш euro-проводник Татьяна
Таня, спасибо за очередную увлекательную статью!
Да, Дрезден заслуживает особого внимания путешественников!
Катя, я рада, что тебе понравился мой взгляд на Дрезден. Жаль, что нам не удалось побывать в этом городе вместе...