Дрезденская картинная галерея – время погрузиться в искусство

Приветствую всех, кому интересна Дрезденская картинная галерея. Этот музей не только считают самым известным в Германии, но и по праву относят к лучшим музеям мира. Старейшая галерея Европы содержит многочисленные коллекции немецких, итальянских и фламандских живописцев. Немало работ и французских, испанских, швейцарских, английских мастеров… Центром притяжения, несомненно, является шедевр мировой известности, созданный итальянским живописцем Рафаэлем Санти, – Сикстинская Мадонна.

Сикстинская Мадонна

 

Полотно начала XVI века уже пять веков волнует не только увлеченных искусством людей. О Мадонне Рафаэля знают практически все. И многие едут в Дрезден, в первую очередь, ради этого шедевра. Подробнее о картине посмотрите здесь.

Как знать, приобрела бы картина такую известность, если бы она осталась в монастыре города Пьяченца, для которого была написана?.. Но в 1754 году саксонский курфюрст Август III смог убедить Папу Римского продать полотно для уже прославленной в то время Дрезденской коллекции.

Картинная галерея в Дрездене располагается в двух больших дворцах. Из-за многочисленности экспонатов собрание разделили на два периода. Коллекцию картин XV-XVIII вв. называют Галереей старых мастеров – она располагается в Цвингере. А более поздний период переместили в Альбертинум в Галерею новых мастеров. «Сикстинская Мадонна» выставлена в галерее «Старые мастера».

 

Шедевры Дрезденской картинной галереи

О некоторых знаменитых полотнах Дрездена я уже рассказывала ранее. И это не только «Мадонна» Рафаэля. Триптих ван Эйка и «Мадонна» Боттичелли, «Шоколадница» Лиотара и «Девушка, читающая письмо» Вермеера (смотрите статью о Старых мастерах) – все это известные картины коллекции.

А сейчас обратим внимание на другие шедевры, доставшиеся современникам в наследство от саксонских правителей. Экспозиции в обновленных залах расположены в такой последовательности, что зрители вначале осматривают наиболее ранние произведения.

Произведение 1490 года

 

Этот деревянный складень, где Мадонну с младенцем окружают св. Магдалена и св. Екатерина, создал фламандский художник около 1490 года.

Или еще работы того же периода, где так великолепно отражена перспектива:

Картины конца XV века

 

Ранний период венецианской школы живописи представлен работами Джованни Батисто Чима, которого еще называли Чима да Конельяно. Художник написал не менее пятидесяти изображений Мадонны с младенцем, множество трактовок библейских сюжетов. В галерее «Старые мастера» находится картина 1496-97 гг. «Введение Марии во храм»:

Чима да Конельяно, Введение Марии во храм

 

Залы с работами художников раннего Возрождения продолжают экспозиции немецкой династии — Лукаса Кранаха старшего и его сына. Талант старшему Лукасу передался от его отца, расписавшего церковь в городе Кронах. Фамилия семейства была другая, но восходящую звезду немецкого искусства начала XVI века узнали как Лукаса Кранаха.

Художник создал цикл картин, посвященный пленению и мучениям Христа. Картины этой тематики хранятся в нескольких европейских музеях, но есть несколько и в Дрезденской галерее.

Работа Лукаса Кранаха старшего

Расцвет творчества этого мастера пришелся на время, когда он работал при дворе саксонских курфюрстов. Поклонники искусства оценили новаторский подход художника, его картины пользовались спросом еще при жизни. Лукас Кранах старший написал портреты многих известных личностей своего времени.

Интересовала художника и тема искушения. Эта пара «Адам и Ева» написана в 1531 году на липовой доске:

Лукас Кранах старший, 1531 г.

 

У Кранаха старшего несколько десятков картин данной тематики, и всегда главные герои изображены под яблоней.

В отличие от отца, Кранах младший интересовался другой историей искушения и создавал картины на тему «Давид и Вирсавия». В галерее Дрездена выставлена работа, где в центре внимания находится Вирсавия, а коварный царь еле просматривается на балконе вверху картины:

"Давид и Вирсавия" от Кранаха младшего

 

Поинтересуйтесь легендой, как развивались события в отношении этой пары. Это весьма занятная история.

Картины Лукаса Кранаха младшего можно увидеть в Галерее старых мастеров в нескольких залах. Это, в основном, сюжетные произведения. Есть спящий Геркулес, а есть и «Проснувшийся Геркулес и пигмеи»:

Лукас Кранах Младший, "Геркулес и пигмеи"

 

Не преминули в Дрезденском музее картин и тему вакханалии. Тем более что художники всех эпох изображали покровителя вина Вакха. Полотно 1540 года кисти итальянского мастера Гарофало так и называется «Триумф Вакха», и это настоящая вакханалия)))

Гарофало, "Триумф Вакха"

 

Интересно, что этот художник вместо подписи рисовал на своих работах маленькую гвоздику, название которой garofano созвучно его псевдониму. Подлинное имя знаменитого итальянца – Бенвенуто Тизи из местечка Гарофало.

Мне особенно понравилось рассматривать полотна Каналетто. Это, прежде всего, городские пейзажи, изображенные достоверно точно. Как выглядел центр Дрездена в середине XVIII столетия, можно увидеть на картинах итальянского художника Каналетто-младшего, настоящее имя которого Бернардо Беллотто. Как вам такой вид исторического центра со стороны Нойштадт:

Бернардо Беллотто, Виды Дрездена

 

Хотя прошло более 250 лет, Дрезден настолько узнаваем! Собор Богородицы и сейчас точно такой же. А придворный католический собор на набережной у моста Августа в то время еще не был достроен, и на картине он изображен без его примечательной башни.

Но еще немного о Каналетто. Младший – это племянник и ученик итальянского художника Джованни Антонио Каналь, также мастера городского пейзажа, который первый воспользовался звучным псевдонимом Каналетто. Его произведения тоже выставлены в Дрезденской картинной галерее. Например, работа 1747 года, изображающая венецианскую площадь перед церковью Святого Джованни:

Джованни Антонио Каналь, Виды Венеции

 

Конечно, размещать фото художественных картин – это неблагодарное дело… Блики на снимках мешают оценить по достоинству красоту этих работ. А некоторые фото и вовсе не удались. К сожалению, не могу продемонстрировать такой шедевр, как «Вавилонская башня» Мартена ван Фалькенборха и очень многие другие знаменитые произведения.

Но вот не могла не попытаться запечатлеть «Святую Инессу» испанского художника Хосе де Риберы. Настолько живой и естественный этот образ юной девушки, которую ангел укрывает покрывалом:

Хосе де Рибера, Святая Инесса

 

Для юной последовательницы христианской веры было уготовано наказание за отказ поклонения языческим божествам. Ее намеревались выставить обнаженной перед толпой. Но случилось чудо, и волосы девушки внезапно отросли так, что частично скрыли ее наготу. И ангел протянул покрывало…

Пожалуй, завершу свой обзор дрезденских шедевров. Каталог галереи включает работы Тициана, Дюрера, Рубенса, Рембрандта и еще многих мастеров изобразительного искусства. Каждый посетитель задерживается возле тех полотен, которые его больше заинтересовали. Осмотр можно сопровождать информативным рассказом аудиогида. Не для всех экспонатов есть такое сопровождение, но подробности о том, как творились самые ценные произведения, услышите.

 

Где находится Дрезденская картинная галерея

Мой отзыв о посещении главного музея Дрездена будет неполным, если я не уточню, где он находится, и сколько стоит билет в картинную галерею. Если вас интересуют только «Старые мастера», о которых я и рассказывала в этой статье, то это здание дворцового ансамбля Цвингер.

Картинная галерея в Дрездене

 

Музей завершает всю северо-восточную часть комплекса. Построенное Готфридом Земпером в середине XIX века здание отличается по стилю от других объектов Цвингера. Поэтому посетителям легко определить, где располагается музей.

Билеты приобретают на цокольном этаже галереи. Цена билета, позволяющего посетить три музея Цвингера, — 10 €. Время работы начинается в 10.00 и заканчивается в 18.00.

Исходя из собственного опыта, скажу, что за два-три часа можно только пробежаться по залам, выкроив несколько минут для десятка работ. Чтобы внимательно посмотреть картины и послушать справку о многих шедеврах, нужно провести в музее хотя бы день. Поэтому желаю вам не торопиться, когда переступите порог галереи в Дрездене.

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 8
  1. Татьяна | 3:30

    Какая невероятная красота! Знакомые с детства по репродукциям шедевры. Спасибо за прикосновение к далёким эпохам. Будем мечтать и надеяться увидеть эти полотна вживую!

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 7:22

      Да, это удивительное ощущение, когда лощеные странички учебников с репродукциями оживают перед глазами в виде настоящих картин... Очень люблю посещать галереи!

      Ответить
  2. Татьяна | 11:34

    Сколько же всего в мире удивительного и прекрасного. С детства мечтала посетить Дрезденскую галерею, да всё как-то мимо. Теперь, когда мы получили безвиз, надеюсь, что уже скорее попаду в неё, и смогу увидеть представленные Вами шедевры своими глазами. Спасибо за знакомство с прекрасным!

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:56

      Татьяна, Вы — активная путешественница. Обязательно побываете в Дрездене и посетите галерею!

      Ответить
  3. Хуторная Елена | 3:41

    Впечатляет, когда подумаешь, сколько этим полотнам лет, а они до сих пор вызывают в людях и интерес, и восторг. Вот уж точно вечное искусство! И конечно, ценна эта возможность хотя бы на миллиметр заглянуть в такое далеко прошлое...

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 7:04

      Да, это тот вид искусства, где произведения с годами только набирают вес!

      Ответить
  4. Ольга | 11:38

    Удивительная красота! Верно, ходить по музеям надо спокойно, без спешки. В противном случае лучше вообще не заходить.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 12:28

      Иногда бывают обстоятельства, когда можно только бегло взглянуть на экспонаты... Это совсем не так, как хотелось бы, но и такую возможность не стоит упускать...

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх