Произведения Лукаса Кранаха старшего в галерее Дрездена

Лукас Кранах старший – известнейший немецкий художник первой половины XVI века. В одном этом предложении уже перечислены три признака, по которым произведения названного мастера должны быть в Галерее Старых Мастеров в Дрездене. Безусловно, они представлены в Дрезденской галерее большой коллекцией. Тем более что Лукас Кранах старший проявил разноплановый талант — писал картины религиозной тематики, создал множество портретов своих современников, открыл художественную мастерскую и выступал наставником начинающих живописцев. 

Почерк мастерской Кранаха узнаваем. С полотен библейского содержания смотрит Христос в терновом венке.

Лукас Кранач ст., Христос страдающий

Кисти Лукаса Кранаха старшего принадлежит серия картин, изображающих мучения Иисуса. Его тело покрыто кровавыми ранами. Он держит в руках орудия мученичества – плети или розги. Или одновременно и то, и другое. Как на картине «Христос как человек скорби в окружении ангелов»:

Христос в окружении ангелов

Это поздняя работа мастера. Он создал данный сюжет в 1540 г. на буковой доске.

Вероятно, схожие произведения написаны не только Кранахом, но и его учениками. Если вы поинтересуетесь творчеством немецких художников эпохи Ренессанса, то увидите ряд подобных образов.

Но те картины, которые представлены в Галерее Старых Мастеров, имеют четко определенное авторство – их создавал сам мэтр. Об этом свидетельствует наличие именного знака, изображенного на некоторых произведениях.

Lucas Cranach the Alder помечал собственные картины знаком крылатого змея с поднятыми крыльями.

Любопытно, что известен и младший Кранах – талантливый сын и ученик своего отца. Исследователям творчества Кранахов непросто было определить авторство некоторых полотен. Поспособствовало именно то, что художники использовали символические подписи. Знак Лукаса Кранаха младшего выглядит тоже змеем, но с опущенными крыльями. Такие знаки-подписи не бросаются в глаза зрителю, однако при тщательном изучении живописных произведений определяются исследователями.

Лукаса Кранаха старшего называют художником эпохи Ренессанса и Реформации. Занятно, что мастер выполнял заказы как сторонников, так и противников Реформации. Он создал множество портретов.

Особое место в его творчестве занимают портреты Мартина Лютера. Поскольку Лютеру покровительствовали саксонские курфюрсты, при дворе которых Кранах служил несколько лет, художник имел возможность свободно писать портреты этого протестантского реформатора и его сподвижников.

Ценную коллекцию составляют портреты женщин. В данной коллекции можно увидеть портреты герцогинь Екатерины Мекленбургской и Сивиллы Клевской, Эмилии и Сидонии Саксонских. Портретным искусством выглядят и некоторые религиозные образы, например, Юдифь и Лукреция.

В зале Дрезденской галереи особенно притягивают взгляд парные произведения. Так единую композицию составляют Св.Екатерина и Св. Варвара – узкая роспись по липовому дереву (46 х 139 см):

Св.Екатерина и Св.Варвара

Каждая из героинь представлена, прежде всего, прекрасной женщиной в роскошных одеяниях. Но и атрибутам мученичества этих святых уделено пристальное внимание. Святая Екатерина изображена с мечом и колесом, а Святая Варвара держит в руках чашу, из которой она приняла причастие, будучи затворницей в башне.

Аналогичная пара произведений – Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах старший многие работы посвятил теме греха и божественной милости. Его герои стоят под яблоней или пробуют запретный плод.

Библейская история об искушении в работах Старшего Кранаха повторяется около 50 раз! Художник проявлял огромный интерес к изображению обнаженного человеческого тела. Поэтому искал сюжеты, которые позволяли бы обойти церковные запреты. Образы Адама и Евы для такой задачи подходили идеально.

Также в галерее выставлено большое полотно, изображающее сцену изгнания Адама и Евы из райского сада.

Дрезденская картинная галерея, Райский сад

Удивительно, что творчество Кранахов и сейчас преподносит сюрпризы. Например, известно, что Лукас Кранах старший создал по заказу Габсбургов примерно в 1520 году алтарь для собора Святого Вита в Праге. Алтарь украшал часовню Св.Сигизмунда. Но до нынешних времен дошло только пять фрагментов данной сюжетной работы Кранаха, и все они находятся в разных местах. Один фрагмент по-прежнему принадлежит Святовитскому собору, второй является экспонатом Национальной галереи Чехии, еще два фрагмента находятся в музеях Германии, а пятый неожиданно обнаружился только в 2003 г. в частной немецкой коллекции.

Вполне возможно, что еще существуют произведения Лукаса Кранаха старшего, о которых в среде искусства неизвестно. Если такие находки обнаружатся, это будет настоящий подарок для знатоков живописи Кранахов.

Узнайте историю шедевров Дрезденской коллекции:

Картинная галерея на карте Дрездена

Комментариев к статье: 2
  1. Олег | 9:27

    Мне было дов. интересно! В мои посещения Дрезденской картинной галерии, я прошел мимо творчества этих мастеров, только про «Адам и Ева в Райском саду» что то когда то читал...

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 10:46

      Я, признаться, и не знала, что творчество Кранахов имеет настолько значительный вес в живописи. Пока не посетила Дрезденскую галерею, а потом еще заинтересовалась выставкой картин Кранаха старшего, которая проводилась в Праге в Штернбергском дворце.

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх