Галерея Старых мастеров в Дрездене (Gemäldegalerie Alte Meister) для всех ценителей искусства является объектом №1 среди достопримечательностей Германии. И не только потому, что в Дрезденской галерее выставлен шедевр «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Знатоки здесь найдут множество работ времен Возрождения, принадлежащих кисти европейских живописцев с мировым именем.
Собрание сформировалось в XVIII веке стараниями саксонских правителей. Около 750 полотен приобрели Август Сильный и его сын и приемник Август III. Коллекцию составили шедевры признанных мастеров: ван Эйка, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Корреджо, Веласкеса, Каналетто, Кранаха и еще ряда мастеров, чьи имена уже звучали и в то время.
Преобладающее количество полотен XV-XVI веков определило название картинной галереи – «Старые мастера». В Дрездене есть и галерея Новых мастеров, расположенная в другом здании. Выставлены там работы не менее известных художников, но более позднего периода.
Чтобы составить предварительное знакомство с Дрезденской картинной галереей, я предоставлю следующую информацию:
- Где находится Галерея Старых мастеров.
- Условия посещения картинной галереи.
- Залы Галереи Старых мастеров.
Где находится галерея «Старые мастера»
Не спрашивайте в Дрездене, где находится картинная галерея. Большинство прохожих будет в недоумении, какой именно музей вас интересует. За той художественной галереей, которая интересует вас в первую очередь, в Германии давно закрепилось название «Старые Мастера», поэтому уточняйте, где найти Galerie Alte Meister.
Галерея Старых мастеров располагается в Цвингере – в его северо-восточном строении, созданном архитектором Готфридом Земпером. Это протяженное здание, полностью формирующее одну из сторон дворцового комплекса. На фото – как выглядит галерея со стороны внутреннего двора Цвингера.
Здание галереи было построено в 1847-55 гг. и являлось в Германии самым значимым музейным проектом XIX века. В современные годы назрело техническое обновление выставочных залов, и оно активно велось несколько лет. В первую очередь помещения оборудовали новой системой кондиционирования, а полная реконструкция завершилась в 2018 году.
Вход в музей организован через центральную арку здания. Обязательно присутствующий информационный стенд подскажет, куда нужно войти.
Условия посещения картинной галереи в Цвингере
В Цвингере, кроме Галереи Старых мастеров, находятся еще два уникальных музея – физико-математический салон и экспозиция королевского фарфора. В связи с этим создан единый билет, предоставляющий возможность посетить или все три музея, или любой из них по выбору. Стоимость билета 10 €, дети и подростки до 17 лет посещают музеи Цвингера бесплатно.
Время работы музеев – с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день. Приобретают билеты в кассах на нижнем этаже здания.
Кассы – это первый зал, куда попадают посетители через вход, описанный выше.
Кассир выдаст вам только билет, об остальном вы должны позаботиться сами. А именно: пройдите к правому углу кассовой стойки и возьмите бесплатную распечатку на русском языке с полезной информацией для посетителей по части расположения экспозиций. Если вы нуждаетесь в аудиогиде, – а я рекомендую им воспользоваться, — его вы получите за отдельную плату 3€ на стойке перед входом непосредственно в галерею.
Искусство вас окружит еще до того, как вы подниметесь к первым экспозициям. Эти каменные панно вы увидите прежде, чем окажетесь в выставочных залах:
И еще важная информация. Фотографировать в музеях Цвингера можно, но без использования вспышки, и не приближаясь к экспонатам ближе, чем на 50 см.
Залы Галереи Старых мастеров
Начинается экскурсия по галерее в большом зале с колоннами, где выставлены полотна живописцев XV-XVI века. Венецианская живопись и придворное искусство, портреты и алтари…
Работа «Мадонна с младенцем и ангелами» создана Сандро Боттичелли – известнейшим итальянским живописцем (1445—1510 гг).
Экспозиции Дрезденской галереи объединены не по принципу школ, как это чаще принято, а по общим тенденциям, присущим европейскому искусству. Поэтому по соседству можно увидеть и портреты, и пастельную живопись, и натюрморты. Рядом в зале представлены полотна голландских, фламандских, немецких, французских и других мастеров.
Большое внимание уделено творчеству немецкого живописца Лукаса Кранаха (старшего). В экспозиции представлены Алтарь Святой Екатерины и молитвенные образы, религиозные сюжеты и портреты, тема Адама и Евы. Рядом выставлены «Святая Екатерина» (слева) и «Святая Варвара»:
Кранаха старшего считают мастером портрета, библейских и жанровых композиций. Особенно ценно в исполнении художника сочетание пейзажа и фигур. Поскольку Кранах долгое время был придворным художником саксонского курфюрста, в галерее собрана богатая коллекция его произведений. Еще некоторые работы Кранаха старшего и Кранаха младшего можно посмотреть в статье-продолжении.
Зал «Сикстинской Мадонны»
Главное полотно Галереи Старых мастеров – Сикстинская Мадонна Рафаэля, написанная в 1513-14 гг. Картину приобрел Август III в 1754 году после настоятельных переговоров, тянущихся два года, за невероятно высокую по тем временам цену – 20 тысяч дукатов. Говорят, что шедевр поместили в зале галереи, где стоял трон. Король настолько был восхищен картиной, что приказал убрать трон со словами: «Освободите место для великого Рафаэля!»
В настоящее время «Сикстинская Мадонна» располагается в главном зале на втором этаже галереи.
По наиболее распространенному предположению, образ Мадонны с младенцем на руках в окружении Святого Сикста и Святой Варвары был написан для небольшой монастырской церкви. Картина выполнена на полотне, что нетрадиционно для того времени. В дополнение, это была первая работа, где в композиции нашлось место для зрителя. Святой Сикст раскрывает треугольник композиции, будто приглашая Мадонну спуститься к зрителю.
Трудно назвать еще какую-либо картину, обладающую такой же всемирной славой, как «Сикстинская Мадонна». Кто-то из посетителей Дрезденской галереи ожидает невероятного потрясения от встречи с картиной, и, если оно не наступает, остается разочарованным. Но зачем ждать каких-то пронзительных эмоций?.. Картина впечатляющая. Невероятно современная и естественная.
Посетители надолго задерживаются в зале, многократно прослушивают рассказ аудиогида об истории полотна. Признаться, мне как-то мешали те картины, которые расположены с двух сторон от «Сикстинской Мадонны». Либо там должны находиться работы меньшего размера, либо всю стену стоит посвятить только полотну Рафаэля…
Другие залы галереи
В Галерее Старых мастеров много картин, не восхититься которыми невозможно. Известная работа швейцарского живописца Ж. -Э.Лиотара Шоколадница очаровывает милым образом и своей историей.
Существует несколько версий того, кто стал прообразом девушки, подающей горячий шоколад, но все они подкупают трогательным развитием событий, поскольку моделью оказалась девушка из простых кругов.
Известнейший автопортрет Рембрандта с женой Саскией на коленях (другое название «Блудный сын в таверне») также является достоянием Галереи старых мастеров.
Именно в галерее можно увидеть, каким Дрезден был в XVIII веке. Посмотрев на панорамы города на картинах Бернардо Беллотто, известного как Каналетто, поражаешься сходству с современным Дрезденом.
Еще одна девушка, читающая письмо, запечатлена нидерландским художником Яном Вермеером. Это широко известное полотно мастера. Интересная идея отражения лица в оконном стекле.
Эта картина правилась автором. Там, где сейчас развевается оконная занавеска, изначально был изображен купидон.
Все залы основного здания, где выставлены картины, оформлены в едином стиле. Только восточное крыло галереи отличается своими залами, так как является временным пристанищем для картин и скульптур.
Дрезденская галерея обладает несколькими скульптурами Коррадини. Антонио Коррадини – итальянский мастер, один из самых известных скульпторов XVIII века, способный изваять не только образ, но и прикрывающую его тончайшую вуаль. Эту технику пытались использовать многие последователи. Некоторые весьма успешно.
Основная часть работ Коррадини экспонируется в Италии, однако и в Дрездене можно увидеть его Vestalin, 1724 г.
Коррадини один из немногих скульпторов, кто работал в технике, позволяющей изобразить вуаль. Эта техника необычайно усложняется еще и тем, что требует особого многослойного камня.
После посещения Галереи Старых мастеров мне хочется сказать, что художники тех столетий, действительно, были Мастерами. Взгляните еще раз на первую фотографию в данной статье. Это триптих, созданный фламандцем Яном ван Эйком в 1437 году. Каким талантом нужно обладать, чтобы создавать столь реалистичные и восхитительные картины!
Дрезденская галерея богата настоящими шедеврами. Не зря туристы так стремятся посетить этот музей европейской живописи. Друзья, если Дрезден еще не входил в ваши планы, пора включить, чтобы познакомиться с городом и посетить картинную галерею.
Ваш euro-проводник Татьяна
Какая красота! Посмотреть такие шедевры в живую — это большая удача! Спасибо, что поделились фотографиями!
Да, посещать подобные галереи — это настоящее удовольствие. Ирина, заходите на мои фотографии, а там и посещение в живую сложится!
Как всегда- подробно и обстоятельно ))) Остался открытым вопрос: а что же находится в физико- математической галлерее?))))
О, Таня, там очень интересно:) Но этому физико-математическому салону я посвящу отдельную статью)
Да, Татьяна, Вы совершенно правы, пора и мне включить Дрезден в свои планы и увидеть всю красоту, о которой Вы рассказали, своими глазами. Мне, как и Вам, кажется, что для «Сикстинской Мадонны» лучше выделить отдельную стену, чтобы ничего не отвлекало от созерцания и раздумий. Спасибо за такую обстоятельную экскурсию.
Татьяна, думаю, что с такой любовью к путешествиям, как у Вас, поездка в Дрезден состоится всенепременно!
Хотелось бы посетить Дрезденскую галерею. Эти шедевры видела только в репродукциях.
И хорошо бы еще несколько часов осмотру посвятить. Я была в галерее полтора часа — они невероятно быстро пролетели... За это время можно только бегло осмотреть.
Святая Екатерина и Святая Варвара Лукаса Кранаха выглядят не естественно длинными, такое ощущение, что под юбками у них спрятаны ходули. Может быть эти образы должны были висеть сильно на высоте, оттуда бы они смотрелись естественнее.
Оригинально Вы представили эти образы :) Может, эффект вытянутости еще возникает из-за нестандартного размера полотна. Картины непривычно узки.
Татьяна, огромное спасибо за ваш пост. На следующей неделе лечу в Дрезден.
Отлично! Елена, желаю Вам увлекательнейшей поездки и восхитительных впечатлений!
Прекрасный материал и очень доспутно. Я скоро собираюсь в Дрезден и поэтому ваша статья Татьяна очень поможет. Правда для удобство хотел скопировать но увы не поддается
Поверьте мне, когда окажетесь в залах Дрезденской галереи, Вы совершенно забудете о всяких статьях. Погрузитесь в осмотр многочисленных полотен, будете слушать их историю с помощью аудиогида... А информацию, где приобрести билеты, при необходимости Вы сможете освежить, открыв мой сайт в собственном телефоне.