Здравствуйте, друзья! Есть в городке Кутна Гора собор Святой Варвары, который является самым известным храмом в Чехии за пределами Праги. Храм в честь покровительницы горняков начали возводить в XIV веке, а завершили строительство только в 1905 году. Его размах уменьшили по сравнению с тем, который был в первоначальных планах. Однако и в таком виде храм Варвары поражает своим величием и красотой.
История храма в Кутной Горе тесно переплетается с историей собора Святого Вита. Это крупные кафедральные соборы с ансамблями часовен, расположенных по периметру. Хронология строительства храмов практически совпадает. Работали над их созданием одни и те же архитекторы. Но при всем этом, и внешний вид, и интерьер храмов уникален и неповторим.
Если вы еще не были в Кутной Горе и не посещали кафедральный собор Св. Варвары, эта статья сориентирует вас в следующих вопросах:
- Где находится собор Святой Варвары
- История возведения храма
- Интерьер кафедрального собора
Где находится собор Святой Барбары
Варвара в чешском языке произносится как Барбара, вернее, Барбора. Поэтому для ориентации на местности интересуйтесь, где находится храм Барборы. Но, на самом деле, вряд ли вам придется расспрашивать прохожих, когда вы приедете в Кутну Гору. Вы же приедете не ради одного собора, правильно?
Начните осмотр достопримечательностей в части города под названием Седлец, который будет первым на пути от железнодорожной станции. Собор Святой Варвары окажется последним в череде объектов, расположенных на скалистом речном берегу.
От собора Девы Марии и других костелов вы перейдете к монетному двору и далее к Градеку, где размещается Чешский музей серебра. А потом парадная терраса выведет вас прямиком к храму Варвары:
Как доехать в Кутну Гору из Праги вы можете узнать вот здесь. Для более полной осведомленности рекомендую прочитать статью о достопримечательностях Кутной Горы.
История возведения храма
1388 год положил начало строительству храма, которое растянулось больше чем на 500 лет. В то время в окрестностях Кутной Горы активно разрабатывались месторождения серебра, город богател и расширялся. Кутногорские патрицианские семейства пригласили для строительства кафедрального собора зодчего Яна Парлержа, который вместе со своим отцом Петром Парлержом строил собор Святого Вита в Праге.
Те могучие стены собора, которые наблюдаем сегодня, – это заслуга первого архитектора. Длина сооружения 70 м, а ширина – 40 м. Размеры внушительные и сейчас, хотя планировался собор еще более протяженным:
Первоначальный проект Парлержа предполагал, что храм будет состоять из трех нефов, но в процессе строительства уже на первой стадии были внесены изменения. Здание дополнилось широкими наружными нефами:
Строительство велось до 1420 года, пока волна гуситских войн не затормозила работу на 60 лет… На смену Парлержу пришел другой, не менее известный архитектор Матей Рейсек, в послужном списке которого уже числилась Пороховая башня в Праге.
Рейсек взялся за возведение верхней части храма, и в результате его творчества появились сетчатые своды над алтарем на высоте 33 метра от пола. Часть этого свода сохранилась до сих пор. Его можно увидеть в самом центре фотографии:
Матей Рейсек не только достроил верх храма, но и дополнил его многими каменотесными деталями, так как был искусным декоратором.
Следующий зодчий подключился к строительству собора в 1512 году. Архитектор королевского двора Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала в Пражском Граде, создал уникальный кружальный свод над главным нефом собора Святой Варвары:
Сложное архитектурное решение дополнено различными изображениями: гербами, эмблемами, надписями. Своды зодчего Рейта несколько ниже, чем те, которые выполнил Рейсек. Высота главного нефа – 30 метров.
Возведение собора требовало столько средств, что даже переработка серебряной руды не покрывала строительных расходов. Западная сторона строения все еще была открытой, и в 1558 году здание завершили временной стеной. Трудно поверить, но эта временная стена была преобразована в главный портал собора только в 1884—1905 гг., когда шел последний этап строительства храма.
Практически три с половиной века такой уникальный памятник архитектуры в стиле чешской поздней готики оставался недостроенным… Инициатором завершения строительства в 1884 году стало местное археологическое общество «Воцел».
Интерьер кафедрального собора Святой Варвары
Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:
Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:
На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:
Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:
Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:
На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.
В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:
Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:
Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:
Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.
Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.
Друзья, предполагаю, что такой уникальный памятник архитектуры как собор Святой Варвары вызвал интерес и у вас. Если будете посещать Кутну Гору самостоятельно, то при покупке билетов на осмотр достопримечательностей выбирайте комбинированные предложения, которые включают помимо храма Варвары и другие объекты. Во-первых, потому что так выгоднее по цене, а во-вторых, потому что в Кутной Горе есть что смотреть. А, может, вы уже некоторые из них посетили?.. Так расскажите же!..
Ваш euro-проводник Татьяна
500 лет?!.. Вот где настойчивость-то)))
С удовольствием послушала бы орган.)
Катя, в Чехии столько настойчивости в архитектуре проявилось))) Как только начинаешь историей собора или замка интересоваться, так и оказывается, что начинали строить его еще при Карле IV, а то и раньше...
Вот здесь я была. Очень красиво и величественно. Как впрочем, в Чехии все выглядит величественно.
Собор Варвары не может не произвести впечатление... Уникальная архитектура.
Светлана, а орган в храме не удалось послушать?
Очень интересно, спасибо
Но у меня есть вопрос: что за отдельно стоящая скамья у входа под распятием, для кого она предназначена?
Наталья, по поводу скамьи, к сожалению, не подскажу. Может, она относится к тому первичному интерьеру конца XV века, и ее специально так поставили, чтобы сберечь... Но это исключительно моя фантазия.