Река Влтава в Праге является дополнительным украшением города. Столица Чехии очень удачно расположилась на обоих берегах реки, не испугавшись скалистых утесов. Более тысячи лет город разрастался и застраивался, и в настоящее время Влтава довольно равнозначно делит Прагу на две части, причем, в равной степени интересные своими достопримечательностями.
Не будь реки в центральной части города, разве такие превосходные виды были бы на эти известнейшие достопримечательности.
Это вид на Пражский Град со стороны Староместской мостовой башни. И лучше всего виден Град с его собором Святого Вита именно с противоположного берега Влтавы.
Два берега соединены многочисленными мостами, которые полностью решают вопросы транспортного сообщения и удобных пешеходных перемещений между районами Праги. А то, какое живописное обрамление создают мосты Влтаве, многие из вас видели на фотографиях, подобных этой:
Восхитительно, не правда ли? В этой статье хочу уделить внимание только Влтаве и центральным, наиболее известным пражским мостам:
- Влтава в Праге;
- Мост Штефаника;
- Чехов мост;
- Манесов мост;
- Карлов мост;
- Мост Легии;
- Йирасков мост.
Влтава в Праге
Начинается Влтава в Шумавских горах на юге Чехии неподалеку от городка Чески Крумлов и несет свои воды на север в реку Эльба. И если в районе Крумлова выглядит Влтава по большей части небольшой речушкой, выписывающей неимоверные зигзаги, то в центре Праги – это широкая полноводная река. Так и хотелось бы сказать – степенная, если бы не тот непредсказуемый характер, который Влтава время от времени демонстрирует. Неспроста на Влтаве сооружены пороги даже в центре Праги.
О многом говорит и то, что на совершенно небольшом участке, от Праги до городка Мельник, где Влтава впадает в Эльбу, расположено 12 шлюзов.
За свой необузданный нрав Влтава как раз и получила свое название. Название произошло от старогерманского слова, означающего «Дикая вода». Всем нам известны периодически повторяющиеся наводнения, когда воды Влтавы затапливали остров Кампа под Карловым мостом и Стрелецкий остров и, более того, поднимались выше уровня набережных, нанося ущерб близстоящим зданиям.
Своенравная Влтава в центре Праги дополняется игривым рукавом под названием Чертовка. Узенькая речушка отрезает кусочек суши от левобережной части города, известный как остров Кампа. Интересная застройка придала венецианский имидж этому месту рядом с Карловым мостом.
Влтава – река судоходная. Ее глубина и система шлюзов обеспечивают движение небольших судов, поэтому в Праге распространены прогулки на теплоходе. Пройдите в сторону Чехова моста, и вы обязательно обнаружите причалы, откуда начинаются водные прогулки.
Лодочные станции, предоставляющие возможность покататься на лодочках и ботах, находятся на каждом углу расположены у центральных берегов Влтавы в изобилии.
Интересно осмотреть центр Праги со стороны реки, но не менее привлекательные виды открываются с мостов на оба берега Влтавы. Да и мосты в Праге являются достопримечательностями. Представлю шесть из них, которые объединяют исторический центр. Будем рассматривать в том порядке, как мосты прекрасно открываются на снимке, сделанном с высоты обзорной вышки Петршин.
На фото слева направо видны Штефаников мост, Чехов, Манесов и Карлов (в центре фотографии). Далее продолжают ряд мост Легии и Йирасков, и они заметны в панораме, открывающейся с высоты Летенских садов (второе фото в статье).
Мост Штефаника
На мост Штефаника попадают, прогуливаясь по улицам Старого Места. Например, от известной площади Республики достаточно пройти по улице Революции, и вы окажетесь у Штефаникова моста.
На фото – вид на мост и Старе Место с возвышенности Летенских садов. Мост удобен для любых перемещений: по нему ездят трамваи и автомобили, есть велодорожка и просторные тротуары. Длина переправы 182 м.
Интересна история Штефаникова моста. Нынешняя конструкция служит уже 70 лет, но и до этого времени на этом отрезке берега Влтавы соединялись переправой. С 1868 года до середины XX столетия пражане имели возможность пользоваться подвесной конструкцией, которую соорудили во времена правления Франца Иосифа I, в его же честь и назвав. Да только мост с таким названием уже существовал в Праге (нынешний мост Легии). Сообразительные горожане выкрутились и стали именовать переправу Элишкиным мостом, поскольку супругой императора была Елизавета (Элишка по-чешски). Тем более что на мост выводил Элишкин проспект.
В 1919 году мост получил новое имя в честь словацкого астронома и общественного деятеля М. Штефаника.
Чехов мост
Чехов мост – самый короткий мост через Влтаву в пределах Праги. Преодолеваете 169 м – и вы уже на другом берегу, а далее можно подниматься в Летенские сады на смотровую площадку к метроному. Чехов мост создан из стали в 1905-08 гг. и охраняется как памятный технический объект.
На фото кажется, что арочные пролеты моста различны по ширине, но так и есть. Пролет у правого берега шире крайнего слева больше чем на 10 м. Но более интересны не технические решения сооружения, а декоративные. Посмотрите, какая красавица с факелами в руках встречает всех, кто плывет по течению:
Авторами бронзовой статуи являются Л.Герцль и К.Осторожный. Не менее привлекательны и 3-метровые скульптуры на высоких опорах, которые видны на втором плане. С двух сторон моста установлены по две крылатые скульптуры Антонина Поппа. Если же посмотреть на мост против течения, то там совершенно другие образы.
Шесть гидр дышат в лицо тем, кто плывет в Прагу против течения)) Весьма символично.
Чехов мост создавался в эпоху модерна и своим оформлением полностью соответствует этому стилевому направлению.
Манесов мост
За Чеховым следует Манесов мост – обычный востребованный мост в удобном месте. По нему проходит трамвайная линия, но он также оборудован и тротуарами для пешеходов. В самый раз воспользоваться мостом Манеса, если вы желаете из Старого Места перебраться в Малу Страну и посетить Вальдштейнский сад.
В былые времена в этом месте мост был куда экзотичнее – он был висячим и назывался Рудольфова лавка. Пешеходная Лавка шириною в 3,35 м просуществовала с 1869 до 1914 года, после чего цепную конструкцию заменили железобетонной. Вначале мост назвали в честь эрцгерцога Франца Фердинанда, а позднее переименовали в Манесов, увековечив имя известного чешского художника.
Карлов мост
Приближаемся к центру и самому популярному мосту Праги – Карлову. Заложенный в 1357 году мост-история служит людям седьмой век.
Пешеходный мост со скульптурной галереей, безусловно, является самой запоминающейся достопримечательностью, а дополненный мостовыми башнями, и вовсе стал не иначе, как символом Праги.
Историю возведения моста, его скульптурное богатство и атмосферу я уже подробно описывала в статьях Карлов мост в Праге и Скульптуры Карлова моста. Рекомендую перейти по ссылкам. Эта достопримечательность заслуживает пристального знакомства.
Мост Легии
Мост Легионов или Легии – так называют мост, который протянулся от Национального театра до подножия Петршинского холма. Это одно из самых длинных соединений двух берегов Влтавы. В этом месте река шире и включает несколько островов – Стрелецкий, остров Жофин и Детский.
Мост Легии также сменил своего предшественника, посвященного императору Францу Иосифу I. С середины XIX века мост Франца I был железным, но на рубеже столетий его перестроили в каменный, украсив пилонами с барочными башенками.
Девять пролетов моста опираются на мощные, но не лишенные изящества фигурные опоры. Мост хорош, с какой стороны на него ни взгляни. Этот ракурс открывается со Стрелецкого острова, который расположен под мостом Легии.
Собственно, на Стрелецкий остров и можно попасть только с этого моста, спустившись по парадной лестнице. Мост Легии несколько раз менял свое название, но в 1989 году наконец-то с этим вопросом определились.
Йирасков мост
Мост, названный в честь чешского общественного деятеля и писателя Алоиса Йирасека, относительно молодой, так как построен в 1929-31 годах. 6-пролетный мост связывает Нове Место у набережной Масарика с районом Смихов на противоположном берегу.
Йирасков мост протянулся на 310 м. По нему удобно добираться до Детского острова. Этот мост не обладает какими-либо достопримечательностями, но рядом с ним есть интересные объекты. Со стороны Масариковой набережной это современный Танцующий дом в Праге и средневековая Шитковская башня.
Вы думаете, мосты через Влтаву в пределах Праги исчерпались? Вовсе нет. Их больше десятка. Если смотреть со стороны Вышеграда к центру, на первом плане окажутся Железный мост и Палацкого. Чтобы помочь туристам разобраться, на одной из смотровых площадок Вышеграда установили каменную карту с изображением мостов и достопримечательностей вдоль берегов Влтавы, попадающих в поле зрения.
Кстати, и Влтава с Вышеградской скалы радует взгляд. В солнечную погоду река, как зеркало, отражает лучи, и вся сверкает, когда смотришь на нее с высоты.
Друзья, если вы уже посещали Прагу, прогуливались по Карлову мосту и наслаждались видами Влтавы в центре, но еще не добрались до крепости Вышеград или до Летенских садов, в следующий раз включите эти точки в свои маршруты. Влтава и ее мосты с названных возвышенностей смотрятся превосходно.
Ваш euro-проводник Татьяна
Таня, сколько же полезной и подробной информации в статье о пражских мостах!
Спасибо, Катя, за приятные слова :) Не знаю, полезна ли эта информация, но любознательным путешественникам, думаю, будет интересно узнать некоторые подробности.
Видно норовистая и полноводная река Влтава. Своими мостами напомнила мне Дунай в Будапеште. Так же величественно и красиво.
Да, эти реки украшают «свои» города.
Да,поистине волшебные места.Всё время тянет туда и хочется всё время возвращаться.Спасибо Татьяна за хорошее путешествие.А потом ещё настальгия,связанная с Карелом Готом и вспоминаешь свою юность.Спасибо.С Уважением Александр.
Александр, спасибо за комментарий. Мне очень приятно, что мой рассказ разбудил ваши чудесные воспоминания. Удается ли Вам возвращаться время от времени в очаровательную Прагу?
Спасибо за полезную информацию!
Рада, что заинтересовались моим описанием.