Техника тренкадис – сочетание красоты и полезности

Техника тренкадис имеет самое непосредственное отношение к архитектуре. Тренкадис – так называют технологию покрытия поверхностей кусочками цветной керамики и стекла. Особенно удачно данная технология применялась каталонскими архитекторами, работающими в стиле модернизма.

Мозаичная скамья - техника тренкадис

Друзья, этот способ отделки поверхностей был мне неведом, пока я не увлеклась Барселоной. Мало ли чего в мире есть интересного! Но, пока это явление не пересекается с личными увлечениями, мы о нем и не пытаемся что-либо узнать. Да и данную статью я готовила в рубрику Библиотека, но тема мозаики оказалась такой захватывающей, что я определила статью в Разные вкусности моего блога.

Насмотревшись фотографий удивительного парка Гуэль в Барселоне с его веселыми пряничными домиками и разноцветной скамьей, я первым делом захотела все это увидеть собственными глазами. Желание мое осуществилось, и, кликнув по ссылке, вы также можете начать знакомство с чудесным парком и техникой тренкадис по фотографиям. По секрету говорю, что все начинается с просмотра фотографий, а потом и в реальности осуществляется)))

В Барселоне тренкадис встречается довольно часто. Как известно, в этом городе творил великий мастер Антонио Гауди, а идея создавать мозаику на архитектурных сооружениях принадлежит именно ему. Вот и украшен теперь город такими чудесными домиками.

Пряничный домик

Теперь немного ознакомительных сведений:

  1. Как возникла идея тренкадис.
  2. Мозаика в технике тренкадис.
  3. Кто активно применял мозаичную технику.

Как появилась техника тренкадис

Тренкадис можно считать изобретением конца девятнадцатого века. Керамика к тому времени в строительстве использовалась активно, но для ровных поверхностей. Заслуга Антонио Гауди в том, что он применил осколки плитки и посуды для отделки изогнутых форм, справляясь с любыми изгибами или выпуклостями.

Интересно, что идея отделки с помощью мозаики родилась случайно. В буквальном смысле в ситуации, когда нужно было философски порассуждать «Что хорошего в этом плохом».

… В 1880-х Гауди работал над созданием павильона Гуэль – обновлял архитектурный облик усадьбы, которой владел его друг и покровитель Эусеби Гуэль. Когда использовали керамическую плитку для отделки не очень ровного участка, она сломалась. Строители просто бы выбросили, а талантливый архитектор увидел в этом свежий подход к отделке. Фантазия Гауди привела к тому, что на усадьбе Гуэль появились оригинальные крыши и башенки, украшенные мозаикой из кусочков керамики.

Павильон Гуэль

Прекрасный результат вдохновил Антонио Гауди на активное использование техники и в дальнейших своих проектах. Архитектор пустил в дело брак, который скапливался при изготовлении керамической плитки на заводе Pujol i Bausis, а также осколки битой посуды.

Мозаика в технике тренкадис

Сколько же оригинальных архитектурных произведений появилось в Барселоне, благодаря тренкадис! Гауди использовал мозаику, когда строил знаменитые частные особняки Casa Batllo и Casa Mila. Но больше всего мозаики тренкадис можно увидеть в парке Гуэль. Главным и самым известным объектом является извилистая скамья.

Скамья в парке Гуэль

На этой чудо-скамеечке, которая обвивает большую площадку под названием Площадь Природы, очень удобно сидеть. Сиденье и спинка такие гладкие, в меру согреты испанским солнцем. А еще изгиб спинки удачно сделан, что крайне важно для ощущения комфорта. Увлекательно и просто пройти вдоль этой ленточной скамьи и посмотреть, какие интересные узоры создали мастера из обычных осколков керамики.

Идея скамьи, конечно же, принадлежит Гауди, но выполнялась эта работа под руководством другого архитектора – ученика мэтра и его помощника Жозепа Жужоля. Этот архитектор также выполнил облицовку потолка Гипостильного зала, который находится в нижней части парка, под площадью Природы. Подпираемый 86 колоннами волнообразный потолок весь покрыт мозаикой с медальонами.

Медальоны на потолке

К Гипостильному залу от входа в парк Гуэль ведет парадная лестница. И здесь архитекторы дали волю своей фантазии, создав и знаменитую ящерицу (или саламандру), и зубчатые стены, и голову змеи. Понятно, что все образы покрыты мозаикой. И не важно, сколько изгибов или извилин они содержат – все идеально гладко и красиво. Вот такими красочными стали скульптурные элементы, благодаря тренкадис.

Фрагмент скульптуры в парке

Антонио Гауди стремился создать каждую деталь как произведение искусства, и техника тренкадис оказалась находкой, соответствующей этим целям.

Зубчатая стена в парке

Но архитектор и в этом не останавливался на достигнутом. Например, при реставрации храма на Майорке, Гауди усовершенствовал способ производства цветного стекла, чтобы получались три гармонично сочетаемых оттенка.

Кто еще применял тренкадис

Каталонский модернизм – это классика применения тренкадис. Техника, не только дающая прекрасный результат, но и крайне практичная и полезная. Мозаичными деталями наполнена архитектура Гауди, но у него немало последователей.

Создание мозаичных поверхностей не требует специальных дорогостоящих материалов. Скорее наоборот, находится применение обычным керамическим отходам. Что по-настоящему требуется, так это фантазия и мастерство.

Столько положительных нюансов тренкадис не могли быть проигнорированными в мире творчества. Каталонский скульптор и художник Жоан Миро также активно использовал отделку битой керамикой. Самой известной его работой является 22-метровая скульптура «Женщина и птица».

Скульптура Женщина и Птица

Француз Раймонд Исидор, проживающий в небольшом доме в Шартре рядом с Парижем, отличался таким простым увлечением, как собирание красивых стеклышек и кусочков керамики во время своих прогулок. Когда на задворках сада скопилась приличная горка осколков, пусть и красиво блестящих, Раймонд задумался, что же с ними делать. Пришла идея украсить свой дом, и мастер взялся за дело в 1938 году.

Вначале были планы облицевать мозаикой только стены внутри дома, но хозяин так увлекся, что постепенно и потолки, и пол, и мебель покрыл керамическими узорами. На всю работу ушло 20 лет. Далее пришел черед наружных поверхностей. Когда весь дом стал полностью мозаичным, Раймонд Исидор построил в том же стиле часовню и павильон в своем дворе, а также соответственно оформил сад. Свое творчество этот простой человек завершил в 1962 году. Посмотрите, какой шедевр получился в итоге:

Дом Picassiette

Этот дом называют Picassiette, и он является экскурсионным объектом. Но поскольку мои экскурсионные маршруты еще не проходили рядом с домом Picassiette, предоставила последнее фото из интернета.

С 1983 года Picassiette занесен в список национальных памятников как спонтанная архитектура, созданная не в рамках какой-либо школы, и вовсе не архитектором, а просто увлеченным своим делом человеком. Побольше бы таких увлеченных людей, и наш мир только улучшался бы…

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 16
  1. Валентина | 4:07

    Красиво получается. Не знала, что такая мозаика называется тренкадис. Дворик на последней фотографии, словно сказочный.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 7:42

      Удивительно, что дворик — это не задумка профессионала, а творчество увлеченного человека.

      Ответить
  2. Ксения | 11:47

    Вот здорово, брак нашел свою вторую жизнь, причем не менее прекрасную! Мне тоже термин «тренкадис» был не знаком. Спасибо за познавательную статью.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 12:12

      Наверное, многим вещам можно найти достойное применение, если пофантазировать и постараться...

      Ответить
  3. Ольга Живило | 12:34

    Добавлю из личных впечатлений — кто ещё применял технику тренкадис. Ответ: австрийский архитектор и дизайнер Хундервассер. В Вене можно посмотреть на его творения в этом жанре.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 1:08

      Я была возле этого необычного дома в Вене, который создан Хундертвассером. И в блоге об этом писала — есть пост с фотографиями, который так и называется Дом Хундертвассера. На фасаде дома практически нет мозаики, а вот внутри и при отделке фонтана — там тренкадис использован. Но все это так отличается от ярких работ Гауди!..

      Ответить
  4. Татьяна | 2:41

    Очень интересно и познавательно, спасибо Татьяна. Соприкоснулась и я с техникой тренкадис, посетив в Вене Дом Хундертвассера. Теперь мечтаю съездить ещё в Барселону.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 3:00

      Татьяна, спасибо за отзыв :) Барселону непременно нужно посетить и увидеть ее восхитительную архитектуру.

      Ответить
  5. Елена | 5:00

    Пока я находилась в Барселоне, меня не покидало ощущение ирреальности происходящего: будто я сплю и вижу всю эту красоту во сне. Я вообще очень люблю мозаику и все, что на нее похоже, а здесь этого было ТАК много! А в парке Гуэль я вообще с удовольствием осталась бы пожить на недельку, чтобы не спеша все рассмотреть:)

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:31

      Парк Гуэль чудесный :) Мне кажется, такое место способно исцелять человека. Вся эта яркость и красота источает позитив, вызывает радость и создает прекрасное настроение. Елена, это отличная идея — поселиться в отеле рядом с парком и гулять по его аллеям несколько дней подряд :)

      Ответить
  6. Людмила | 2:04

    Очень интересно было вновь открыть для себя частичку Барселоны. Была в Барселоне лет 40 назад, все уже позабылось, а фотографии мои только в черно-белом цвете. От цветных, глаз невозможно оторвать. Спасибо.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:20

      Людмила, спасибо за отзыв. Любопытно было бы сравнить ту Барселону с нынешней. Конечно, архитектура Гауди неизменно радует уже несколько десятилетий, но сейчас Барселона дополнилась и другими современными объектами.

      Ответить
  7. Оксана | 2:44

    Как интересно! Не знала о названии этой техники. Здорово! Смотрится волшебно!

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 4:33

      Нужно было назвать «мозаика, поднимающая настроение» :-) Потому что именно такой эффект и происходит, когда смотришь на всю эту красоту!

      Ответить
  8. Анна | 11:48

    Такую мозаику видела часто., но не знала, что это называется техникой трекандис. Хочу поехать в Барселону. Много слышала, читала и видела по ТВ об этом городе, но всегда собственное реальное путешествие дает максимальные впечатления.

    Увы, пока что поездка в Барселону откладывается. Но надеюсь, что не на долго.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 12:54

      Анна, в реальности Барселона впечатляет гораздо больше. Пусть Ваша поездка в этот город состоится уже в ближайшее время!

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх