Техника тренкадис имеет самое непосредственное отношение к архитектуре. Тренкадис – так называют технологию покрытия поверхностей кусочками цветной керамики и стекла. Особенно удачно данная технология применялась каталонскими архитекторами, работающими в стиле модернизма.
Друзья, этот способ отделки поверхностей был мне неведом, пока я не увлеклась Барселоной. Мало ли чего в мире есть интересного! Но, пока это явление не пересекается с личными увлечениями, мы о нем и не пытаемся что-либо узнать. Да и данную статью я готовила в рубрику Библиотека, но тема мозаики оказалась такой захватывающей, что я определила статью в Разные вкусности моего блога.
Насмотревшись фотографий удивительного парка Гуэль в Барселоне с его веселыми пряничными домиками и разноцветной скамьей, я первым делом захотела все это увидеть собственными глазами. Желание мое осуществилось, и, кликнув по ссылке, вы также можете начать знакомство с чудесным парком и техникой тренкадис по фотографиям. По секрету говорю, что все начинается с просмотра фотографий, а потом и в реальности осуществляется)))
В Барселоне тренкадис встречается довольно часто. Как известно, в этом городе творил великий мастер Антонио Гауди, а идея создавать мозаику на архитектурных сооружениях принадлежит именно ему. Вот и украшен теперь город такими чудесными домиками.
Теперь немного ознакомительных сведений:
- Как возникла идея тренкадис.
- Мозаика в технике тренкадис.
- Кто активно применял мозаичную технику.
Как появилась техника тренкадис
Тренкадис можно считать изобретением конца девятнадцатого века. Керамика к тому времени в строительстве использовалась активно, но для ровных поверхностей. Заслуга Антонио Гауди в том, что он применил осколки плитки и посуды для отделки изогнутых форм, справляясь с любыми изгибами или выпуклостями.
Интересно, что идея отделки с помощью мозаики родилась случайно. В буквальном смысле в ситуации, когда нужно было философски порассуждать «Что хорошего в этом плохом».
… В 1880-х Гауди работал над созданием павильона Гуэль – обновлял архитектурный облик усадьбы, которой владел его друг и покровитель Эусеби Гуэль. Когда использовали керамическую плитку для отделки не очень ровного участка, она сломалась. Строители просто бы выбросили, а талантливый архитектор увидел в этом свежий подход к отделке. Фантазия Гауди привела к тому, что на усадьбе Гуэль появились оригинальные крыши и башенки, украшенные мозаикой из кусочков керамики.
Прекрасный результат вдохновил Антонио Гауди на активное использование техники и в дальнейших своих проектах. Архитектор пустил в дело брак, который скапливался при изготовлении керамической плитки на заводе Pujol i Bausis, а также осколки битой посуды.
Мозаика в технике тренкадис
Сколько же оригинальных архитектурных произведений появилось в Барселоне, благодаря тренкадис! Гауди использовал мозаику, когда строил знаменитые частные особняки Casa Batllo и Casa Mila. Но больше всего мозаики тренкадис можно увидеть в парке Гуэль. Главным и самым известным объектом является извилистая скамья.
На этой чудо-скамеечке, которая обвивает большую площадку под названием Площадь Природы, очень удобно сидеть. Сиденье и спинка такие гладкие, в меру согреты испанским солнцем. А еще изгиб спинки удачно сделан, что крайне важно для ощущения комфорта. Увлекательно и просто пройти вдоль этой ленточной скамьи и посмотреть, какие интересные узоры создали мастера из обычных осколков керамики.
Идея скамьи, конечно же, принадлежит Гауди, но выполнялась эта работа под руководством другого архитектора – ученика мэтра и его помощника Жозепа Жужоля. Этот архитектор также выполнил облицовку потолка Гипостильного зала, который находится в нижней части парка, под площадью Природы. Подпираемый 86 колоннами волнообразный потолок весь покрыт мозаикой с медальонами.
К Гипостильному залу от входа в парк Гуэль ведет парадная лестница. И здесь архитекторы дали волю своей фантазии, создав и знаменитую ящерицу (или саламандру), и зубчатые стены, и голову змеи. Понятно, что все образы покрыты мозаикой. И не важно, сколько изгибов или извилин они содержат – все идеально гладко и красиво. Вот такими красочными стали скульптурные элементы, благодаря тренкадис.
Антонио Гауди стремился создать каждую деталь как произведение искусства, и техника тренкадис оказалась находкой, соответствующей этим целям.
Но архитектор и в этом не останавливался на достигнутом. Например, при реставрации храма на Майорке, Гауди усовершенствовал способ производства цветного стекла, чтобы получались три гармонично сочетаемых оттенка.
Кто еще применял тренкадис
Каталонский модернизм – это классика применения тренкадис. Техника, не только дающая прекрасный результат, но и крайне практичная и полезная. Мозаичными деталями наполнена архитектура Гауди, но у него немало последователей.
Создание мозаичных поверхностей не требует специальных дорогостоящих материалов. Скорее наоборот, находится применение обычным керамическим отходам. Что по-настоящему требуется, так это фантазия и мастерство.
Столько положительных нюансов тренкадис не могли быть проигнорированными в мире творчества. Каталонский скульптор и художник Жоан Миро также активно использовал отделку битой керамикой. Самой известной его работой является 22-метровая скульптура «Женщина и птица».
Француз Раймонд Исидор, проживающий в небольшом доме в Шартре рядом с Парижем, отличался таким простым увлечением, как собирание красивых стеклышек и кусочков керамики во время своих прогулок. Когда на задворках сада скопилась приличная горка осколков, пусть и красиво блестящих, Раймонд задумался, что же с ними делать. Пришла идея украсить свой дом, и мастер взялся за дело в 1938 году.
Вначале были планы облицевать мозаикой только стены внутри дома, но хозяин так увлекся, что постепенно и потолки, и пол, и мебель покрыл керамическими узорами. На всю работу ушло 20 лет. Далее пришел черед наружных поверхностей. Когда весь дом стал полностью мозаичным, Раймонд Исидор построил в том же стиле часовню и павильон в своем дворе, а также соответственно оформил сад. Свое творчество этот простой человек завершил в 1962 году. Посмотрите, какой шедевр получился в итоге:
Этот дом называют Picassiette, и он является экскурсионным объектом. Но поскольку мои экскурсионные маршруты еще не проходили рядом с домом Picassiette, предоставила последнее фото из интернета.
С 1983 года Picassiette занесен в список национальных памятников как спонтанная архитектура, созданная не в рамках какой-либо школы, и вовсе не архитектором, а просто увлеченным своим делом человеком. Побольше бы таких увлеченных людей, и наш мир только улучшался бы…
Ваш euro-проводник Татьяна
Красиво получается. Не знала, что такая мозаика называется тренкадис. Дворик на последней фотографии, словно сказочный.
Удивительно, что дворик — это не задумка профессионала, а творчество увлеченного человека.
Вот здорово, брак нашел свою вторую жизнь, причем не менее прекрасную! Мне тоже термин «тренкадис» был не знаком. Спасибо за познавательную статью.
Наверное, многим вещам можно найти достойное применение, если пофантазировать и постараться...
Добавлю из личных впечатлений — кто ещё применял технику тренкадис. Ответ: австрийский архитектор и дизайнер Хундервассер. В Вене можно посмотреть на его творения в этом жанре.
Я была возле этого необычного дома в Вене, который создан Хундертвассером. И в блоге об этом писала — есть пост с фотографиями, который так и называется Дом Хундертвассера. На фасаде дома практически нет мозаики, а вот внутри и при отделке фонтана — там тренкадис использован. Но все это так отличается от ярких работ Гауди!..
Очень интересно и познавательно, спасибо Татьяна. Соприкоснулась и я с техникой тренкадис, посетив в Вене Дом Хундертвассера. Теперь мечтаю съездить ещё в Барселону.
Татьяна, спасибо за отзыв :) Барселону непременно нужно посетить и увидеть ее восхитительную архитектуру.
Пока я находилась в Барселоне, меня не покидало ощущение ирреальности происходящего: будто я сплю и вижу всю эту красоту во сне. Я вообще очень люблю мозаику и все, что на нее похоже, а здесь этого было ТАК много! А в парке Гуэль я вообще с удовольствием осталась бы пожить на недельку, чтобы не спеша все рассмотреть:)
Парк Гуэль чудесный :) Мне кажется, такое место способно исцелять человека. Вся эта яркость и красота источает позитив, вызывает радость и создает прекрасное настроение. Елена, это отличная идея — поселиться в отеле рядом с парком и гулять по его аллеям несколько дней подряд :)
Очень интересно было вновь открыть для себя частичку Барселоны. Была в Барселоне лет 40 назад, все уже позабылось, а фотографии мои только в черно-белом цвете. От цветных, глаз невозможно оторвать. Спасибо.
Людмила, спасибо за отзыв. Любопытно было бы сравнить ту Барселону с нынешней. Конечно, архитектура Гауди неизменно радует уже несколько десятилетий, но сейчас Барселона дополнилась и другими современными объектами.
Как интересно! Не знала о названии этой техники. Здорово! Смотрится волшебно!
Нужно было назвать «мозаика, поднимающая настроение» Потому что именно такой эффект и происходит, когда смотришь на всю эту красоту!
Такую мозаику видела часто., но не знала, что это называется техникой трекандис. Хочу поехать в Барселону. Много слышала, читала и видела по ТВ об этом городе, но всегда собственное реальное путешествие дает максимальные впечатления.
Увы, пока что поездка в Барселону откладывается. Но надеюсь, что не на долго.
Анна, в реальности Барселона впечатляет гораздо больше. Пусть Ваша поездка в этот город состоится уже в ближайшее время!