Музей фарфора в Дрездене – знаменитая коллекция Цвингера

Музей фарфора в Дрездене – обладатель ценнейших коллекций фарфоровых изделий, собранных саксонскими монархами на протяжении столетий. Посетить музей, оказавшись на экскурсии в этом культурном центре Германии, достаточно просто. Коллекция фарфора из королевских запасников экспонируется в одном из павильонов дворцового комплекса Цвингер в историческом центре Дрездена.

Музей фарфора

Создателем коллекции стал саксонский правитель Август Сильный. Благодаря знаменитому курфюрсту в Дрездене появился прекрасный архитектурный барочный ансамбль Цвингер. Заслуга Августа Сильного и в том, что Дрезден наполнился уникальными экспонатами живописи, скульптуры и фарфора.

Собрание фарфора в Цвингере является самой многочисленной коллекцией в мире. Изделия высочайшего качества созданы в Китае, Японии и на фабриках Мейсена в Германии. Данный пост позволит заглянуть в дрезденский музей фарфора, увидеть фото наиболее запоминающихся изделий и получить некоторые сведения:

  1. Ознакомительная информация о музее.
  2. Экспозиции музея фарфора.



Общая информация о музее

Датой основания собрания фарфора считают 1715 год. К этому времени Август Сильный уже владел тысячами фарфоровых ваз, тарелок, чаш и статуэток и признавался, что он оказался под влиянием «белого золота» – так называли в те времена китайский фарфор.

Экспонаты музея фарфора

Изначально коллекция демонстрировалась в так называемом Японском дворце, расположенном на другом берегу Эльбы. Поскольку собрание все время пополнялось, Август Сильный планировал создать залы и галереи, которые наиболее выгодно преподносили бы все достоинства уникальных экспонатов. Но планы короля осуществились только в длительной перспективе, растянувшейся на столетия.

В 1962 году музей фарфора разместился в юго-восточном павильоне Цвингера. Наполненные светом дворцовые павильоны с их огромными окнами уже сами по себе являются прекрасной выставочной площадкой.

Галереи Цвингера

Тем не менее, с 2006 года павильон фарфора начали перестраивать в соответствии с теми набросками, которые сохранились со времен Августа Сильного.

Преобразованием интерьера занялся американский архитектор Питер Марино, который и сам слывет большим поклонником и коллекционером фарфора. Таким образом, каждый из залов дрезденского музея совсем недавно приобрел новый вид.

Выставочный зал

Теперь в залах много золотых тонов и красочных экспозиций. Центральное место залов отведено завершенным тематическим сюжетам. Как, например, павильон в стиле пагоды, в котором собрались фарфоровые приматы:

Павильон в зале животных

В музее одновременно выставлено примерно 2000 экспонатов. Всего коллекция насчитывает около 20 тысяч объектов, и это меньше, чем было собрано саксонскими курфюрстами. К сожалению, не все изделия сохранились.

Экспозиции музея фарфора

Фарфоровые произведения искусства выставлены в соответствии с тематикой, страной производства и стилем. Первые произведения Август Сильный приобретал у мастеров юго-восточной Азии.

Восточная коллекция фарфора

После того как в 1708 году Иоганн Фридрих Бётгер сумел разгадать тайну производства фарфора, в январе 1710 г. Август Сильный создал первую фарфоровую мануфактуру в Европе. Производство было открыто в замке Альбрехтсбург в Мейсене (или Майсене). Саксонские мастера довольно быстро освоили новое дело, и коллекция стала наполняться мейсенским фарфором.

Восточные залы

Восточные произведения размещены в большой изогнутой галерее музея. Собрана большая коллекция китайского фарфора эпохи Канси (1662 -1722 гг.). Процветающее и лучезарное время Канси принесло расцвет Китаю, и на европейские рынки поступили фарфоровые изделия, которые очаровали короля Августа II.

Искусство Канси в музее фарфора

Фигурки из белоснежного фарфора, которые выставлены в музее на пурпурно-золотом фоне, относятся именно к той эпохе. Не менее эффектно на подобном фоне выглядит и коллекция тарелок и ваз с сочетанием бирюзового и бордового рисунка.

Коллекции музея

Кстати, предметы в обновленном выставочном зале размещены строго симметрично, как того требуют восточные правила.

Дрезденское собрание обладает очень ценной коллекцией японских ваз, выполненных в стиле Имари. Набор из семи предметов, созданный в 1700 году, удивляет тонко выполненным изображением – на эмали молочного цвета изображен сюжет светло-синими и желто-оранжевыми тонами.

Искусство Имари

Впечатляют изделия, покрытые глазурью с изысканным контрастным кобальтовым рисунком. Бело-синее покрытие фарфоровых изделий доминировало на первых этапах изготовления фарфора, поскольку кобальтовые краски выдерживали температуру обжига и сохраняли синий цвет.

Набор в кобальтовой глазури

В восточных залах расположено множество объемных ваз. Они привлекали Августа Сильного в качестве… кашпо, где могли бы расти апельсиновые деревья. Может, данная коллекция, которая представлена на фото ниже, и не имеет отношения к страсти короля к апельсиновым деревьям, но о таком замысле правителя упоминают частенько.

Китайские вазы

Известна история и о том, как Август II совершил обмен с прусским королем. Меняли драгунских солдат на китайские вазы. Август Сильный счел, что отдать шестьсот военнослужащих за 151 вазу самый что ни на есть равноценный обмен…

Tiersaal

Зал животных в музее фарфора – это давнее желание короля. Как только отечественные производители освоили выпуск фарфора в Мейсене, от правителя поступили заказы на создание коллекции животных. Благодаря чему мы можем увидеть фарфоровых слонов, львов, обезьян, медведей...

Зал животных

Фарфоровый слон

Первым мастером, который приступил к созданию животного мира, был Gottlieb Kirchner. В качестве ученика выступал Johann Kaendler. В последствие Кендлер так долго и продуктивно занимался новым видом искусства, что большая часть объектов, выставленных в зале мейсенского фарфора, принадлежит именно ему. Как пример, вот такие чудесные дворняжки Болоньезе, созданные в 1736-ом:

Дворняжки Болоньезе

В центре зала помещено несколько экспозиций на золотых постаментах. Это царство попугаев ара также является работой Кендлера, 1731г.

"Колония" попугаев ара

Целая птичья колония собралась и у закрытой стены павильона. Утки, лебеди, павлины, совы и зяблики – кого только не создали ваятели фарфоровой фауны. И, в основном, это рука все того же мастера.

Птичье царство

Редкая птица пришла (или прилетела) в этот зал с Востока. Но некоторые экземпляры есть, по той простой причине, что начинали свою деятельность мейсенские художники с подражания восточным мастерам.

Восточная версия попугая

Птицы органично смотрятся на фоне стены, слегка напоминающей кору деревьев. Это современная реализация тех планов, которые замышлял Август Сильный почти три столетия тому назад.




Bogengalerien

Пожалуй, самым помпезным залом является галерея, где выставлены крупные произведения мануфактуры Мейсена. Чего только стоит монумент королю Августу III, изготовленный в 1753 году.

Фарфоровый монумент

Фарфоровый монумент очень напоминает того Золотого всадника, которого в Дрездене установил Август III в честь своего отца Августа Сильного.

В этом зале большая часть объектов выполнена из белоснежного фарфора без использования цветной глазури. Великолепна коллекция религиозного содержания. Особенно привлекла внимание Мадонна с младенцем.

Мадонна с младенцем

Выделяются и куранты Японского дворца – точная копия, созданная из фарфора в 1736–39 гг. Но в этой модели используется порцелан шоколадного оттенка.

Куранты Японского дворца

Отдельного внимания заслуживает восхитительная работа, доставленная Августу III из Франции. Мастера фарфоровой мануфактуры в Венсене в содружестве с ювелирами создали прекрасный букет, который поразил дочь саксонского правителя.

Порцелановый букет

Мария Жозефа Саксонская в то время уже была супругой сына французского короля Людовика XV. Ее так восхитил букет, который выглядел как из настоящих живых цветов, что она отправила работу французских умельцев своему отцу.

Друзья мои, я увлеклась, рассказывая о прекрасной королевской коллекции фарфора. Но лучше все это увидеть своими глазами в галереях Цвингера, не торопясь, осматривая каждый экспонат. Можно приобрести билет только на посещение музея фарфора, стоимостью 6 €. Или же воспользоваться комплексным билетом за 10 €, пропускающим и в картинную галерею, и позволяющим осмотреть физико-математический салон. Музеи Цвингера открыты с 10 до 18 часов. Осталось только добраться до Дрездена)) Искренне желаю всем, чтобы эта возможность появилась.

Ваш euro-проводник Татьяна

Комментариев к статье: 10
  1. Татьяна | 1:28

    Коллекции из фарфора просто чудесные! Особенно понравился роскошный букет цветов и Мадонна с младенцем. Спасибо, Татьяна, что показали нам такую красоту.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 11:16

      Татьяна, и Вас очаровали фарфоровые шедевры? Красота затягивает :)

      Ответить
  2. Валентина | 4:45

    Замечательная коллекция фарфора. Дворняжки такие прикольные.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 8:50

      Там не только дворняжки прикольные :) Птичий базар очень интересен.

      Ответить
  3. Елена Шикова | 1:26

    Прекрасный фарфор и цена на билеты вполне приемлемая, обязательно посещу при случае.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 2:08

      Да, цена на билеты в музеи Цвингера неожиданно вполне доступная. При том, что в Германии все ощутимо дороже, чем, к примеру, в Чехии.

      Ответить
  4. Миша | 10:45

    Спасибо, за виртуальное знакомство с собранием фарфора в Цвингере. Увидеть воочию наверняка не удастся. Стоит только поражаться мастерству и талантам людей, создавших эти замечательные работы.

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 1:00

      Миша, отчего же сразу такой вердикт: «увидеть воочию не удастся»? В жизни много всего непредсказуемого происходит. Пусть жизнь удивит вас и преподнесет поездку в Дрезден!

      Ответить
  5. Татьяна | 6:47

    Симпатично и очень хрупко )))) Как сам фарфор, так и его восприятие )))))

    Ответить
    • Татьяна Исаева | 9:36

      И некоторым из этих хрупких вещиц более 300 лет...

      Ответить
Оставить комментарий
:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 
Наверх