Здравствуйте, друзья! Театральная площадь в Дрездене – самая просторная в историческом центре. И привлекает тем, что окружают ее известнейшие достопримечательности Дрездена. Кафедральный католический собор, картинная галерея, опера Земпера, дворец-резиденция – это все там, в непосредственной близости к Theaterplatz.
Можно встать в центре площади, оглянуться вокруг и сразу же охватить вниманием чуть ли не половину топовых архитектурных объектов Дрездена. А потом отправиться детально осматривать те, которые больше привлекли. В этой статье я сориентирую вас, что можно посетить, оказавшись на Театральной площади, и как выглядит это замечательное место в Альтштадте.
- Краткое описание Theaterplatz
- Дрезденская опера
- Дрезденская картинная галерея
- Восточная сторона площади
- Конная статуя короля Иоганна
Описание Театральной площади
Theaterplatz занимает северо-восточную часть исторической территории Альтштадт. Площадь подходит близко к Эльбе, но приближается не вплотную к реке, так как доступ к берегу перекрывает комплекс под названием Итальянская деревня. Но комплекс небольшой, поэтому он остается в стороне от главных объектов, и создается впечатление открытости пространства.
На площадь можно выйти с любой стороны: через арку дворцового комплекса Цвингер или со стороны центральной части Старого города, пройти между Земпер-оперой и садами Цвингера или с противоположного угла – от террасы Брюля и моста Августа. Вот такой, как на этой фотографии, вы увидите Theaterplatz, находясь у моста:
Это только северный краешек площади и отличный вид на Дрезденскую оперу. Благодаря этому театру площадь получила свое название. Опера Земпера занимает практически всю западную сторону, а ее великолепный фасад служит главным украшением площади.
Дрезденская государственная опера
Место оперного театра, наверное, уже источает артистические флюиды, поскольку опера существует здесь с 1678 года. Разумеется, более ранние варианты были другими. Нынешнее здание соответствует тому проекту, который создал Готфрид Земпер в 1871-78 гг.
Историю оперы Земпера, а также богатую скульптурную отделку фасада я уже описывала в другой статье, поэтому деталями поинтересуйтесь, кликнув по ссылке. Редкий случай, когда архитектору приходится дважды строить одно и тоже здание, да еще и видоизменять проект.
На фасаде в нишах сохранились скульптуры, которые принадлежали предыдущему зданию. На правом фланге – статуи Мольера и Еврипида, а слева – Шекспира и Софокла. Вот Шекспир:
Когда Земпер строил здание театра в 1839-41 гг., он рассматривал его как продолжение Цвингера. Барочный дворцовый комплекс в то время имел вид не того закрытого прямоугольника, каким он стал позднее, а был полностью открыт в сторону реки. Вот архитектор и задумал большой форум, который стал бы продолжением площади Цвингера. Но его планы не поддержало правительство. Пришлось разрабатывать другой проект, чтобы замкнуть внутренний двор Цвингера, а Театральную площадь создать отдельно.
Дрезденская картинная галерея
Так в силу объективных финансовых причин Готфрид Земпер приступил к строительству еще одного важного архитектурного объекта. Здание протянулось между барочными павильонами и одновременно завершило дворцовый комплекс и создало обрамление для южной стороны площади перед оперным театром.
Дворец сразу планировался как здание для экспозиции картин. Это и есть Дрезденская картинная галерея, где размещается коллекция полотен, названная «Старые мастера». Именно та Галерея старых мастеров, где выставлена картина «Сикстинская Мадонна», и ради которой стремятся посетить Дрезден путешественники со всего мира.
Арка в средней части протяженного здания связывает Театральную площадь с внутренним двором Цвингера:
Это также вход и в картинную галерею. Если заходить со стороны Theaterplatz, то он расположен справа под сводами этой же арки. Соответствующие вывески помогут внимательному туристу обратить внимание на нужные двери)) В статье Галерея старых мастеров вы можете узнать все подробности, как посетить картинную галерею.
Восточная сторона
Не уступает важностью и зрелищностью и восточная сторона Theaterplatz. Практически от моста Августа площадь формируется боковым фасадом бывшей придворной церкви, а ныне Кафедрального католического собора:
Со стороны Театральной площади можно войти в собор – вход примерно там, где на фото желтеет автобус. Центральный портал редко открыт, поэтому туристам нелишне знать, что с обеих сторон есть неприметные боковые входы. Стоит посетить этот храм и увидеть его воздушный и очень привлекательный интерьер. Предварительно можете посмотреть в статье Дрезденский собор.
Храм соединен верхним переходом с замком – резиденцией саксонских курфюрстов и королей. Комплекс большой, но непосредственно на Театральную площадь смотрит западный флигель с высокой башней Гаусмана:
На первой фотографии этого поста вы видели ансамбль замка и католической церкви.
Памятник королю Иоганну
Наконец, обратимся к центру Театральной площади, где установлен монумент самому большому приверженцу театра из правящего рода Веттинов – королю Иоганну.
Бронзовая конная статуя на украшенном литьем пьедестале установлена в 1889 году. Создал памятник Иоганнес Шиллинг — знаменитый скульптор Германии.
Король Иоганн не только правил страной. Он имел юридическое и лингвистическое образование и увлекался переводами литературных произведений. Иоганн Саксонский перевел «Божественную комедию» Данте. Перевод был издан в 1849 году под псевдонимом Филалет.
Король состоял в различных научных обществах, которых насчитывается в его биографии около тридцати. На пьедестале изображены сюжеты научной деятельности монарха.
Монумент установлен на центральной оси площади, вернее, на пересечении центральных осей. Поэтому, он оказывается в фокусе внимания, когда смотришь прямо на фасад оперы Земпера. Также, если смотреть из центра двора Цвингера, конная статуя рельефно вырисовывается в проеме арки. Эффектно скомпоновано расположение архитектурных объектов.
Таковы основные объекты Театральной площади. Интересно, что за кадром остается практически самое раннее строение – здание караула Альтштадта. Невысокое сооружение с простым скульптурным оформлением, построенное в 1832 году, сохранилось до сих пор. Но стоящие рядом величественные объекты подавляют это старинное здание. На фотографии выше, где изображен замок с башней Гаусмана, впереди выступает часть караульного здания.
Друзья, согласитесь, что Театральная площадь должна входить в экскурсионный маршрут по Дрездену. Даже, если вы собрались осмотреть исторический центр города и посетить музеи Дрездена за один день, пройтись по Theaterplatz и осмотреться вокруг весьма увлекательно. Альтштадт исчерчен и другими дорогами, поэтому многие на Театральную площадь посматривают только в проем арки Цвингера)) Это в корне не верный подход! Думаю, вы найдете полчаса, чтобы прогуляться вокруг конной статуи короля Иоганна, полюбоваться архитектурными ансамблями и послушать нередкие в этом месте импровизированные уличные концерты.
Ваш euro-проводник Татьяна
Одна моя подруга живет в 10 км от Дрездена. Надо мне наведаться к ней в гости. Тем более, что она приглашала. Дрезден стоит посмотреть.
Анна, все условия уже сложились для Вашей поездки! Не игнорируйте приглашение своей подруги :)
Дрезден — очень красивый город! Муж там часто бывал, и в семейном альбоме много фотографий Дрездена. Очень хвалит архитектуру этого города. Судя по фотографиям, она и правда роскошна! А сама я в Дрездене не была, но заочно восхищаюсь.
Спасибо за интересный, как всегда, рассказ, Татьяна! Прямо не город, а музей под открытым небом. Великолепный!
Галина, безусловно, центр Дрездена — это музей под открытым небом. Его восстановили таким же, каким он был больше столетия тому назад.
Мне кажется, это идеальный вариант. Строить новое, но и не забывать восстанавливать старое. Чтобы душа города не уходила...
Да, золотое правило... Звучит очень поэтично «Чтобы душа не уходила...» Архитекторы говорят «сохранять преемственность». Пусть и так, лишь бы культурные и архитектурные ценности сохранялись.
Дрезден — просто по духу уникальный город. Сравнивала с Берлином, Веймаром, Мюнхеном, Кельном — все совсем по-другому. Безусловно, ехать надо хотя бы дней на пять, а лучше на неделю. И ходить не спеша, иначе получается эмоциональный передоз.
Но самое сильное впечатление на меня произвели уцелевшие в войну постройки, покрытые копотью. один из местных товарищей сказал, что немалая часть этой копоти — еще со времен бомбардировок термическими бомбами в конце великой Отечественной войны. Союзники бомбили. Как-то очень не по себе стало от этой информации.
Елена, много городов Германии Вы посетили... Я могу попытаться сравнить только Дрезден и Мюнхен, и они, конечно же, разные. Так на первый взгляд, но слишком короткое время я находилась в этих городах, чтобы делать какие-то заключения.
А следы любой войны, как и сама война, всегда оставляют гнетущее впечатление...
Очень красиво! Города Германии имеют свою особую атмосферу, а какая архитектура! Почти каждый город может заманить вас простыми прогулками по улочкам — и никаких музеев не нужно. Хотя нет, иногда, все-таки нужно!
Может-может город заманить прогулками по улочкам :) Но в Дрездене нужно посетить хотя бы некоторые музеи.
Старина привлекает многих туристов как у нас так и за границей, и везде есть свои прелести, однако мне ближе все таки наши города России, вес здесь такое родное и близкое.
На мой взгляд, архитектура интересна, прежде всего, своей художественной составляющей или особенностями технических решений. А своя она или чужая — это, все же, не является критерием архитектурной ценности.